mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Геополитические зарисовки современного передвижника # Япония / начало

Ещё путешествия по Японии здесь, здесь и здесь

Только Токио / Наивное искусство МО
Цикл «Наивное искусство международных отношений» / Блог Андрея Лямзина / март, 2021

Это второе интервью из серии «Наивное искусство МО» было записано больше года назад, ещё в докоронавирусную эпоху, когда мой собеседник — художник и путешественник Андрей Шевченко сумел совершить неожиданный, но уникальный, особенно по нынешним временам, визит в такую далёкую, но близкую Японию. ©

Ранее с А.Шевченко


___

Сейчас, особенно накануне Олимпийских игр в Токио, которые, похоже, пройдут без зрителей, особенно интересно заглянуть в этот город глазами наивного внимательного путешественника.
Мы снова находимся в гостях у Андрея Шевченко в «Доме для всех художников» на вершине горы Пильная около Первоуральска. Андрей, неожиданно для всех и для самого себя, съездил в Японию. В прошлом, теперь уже, году (имеется в виду 2019 г.). И теперь, настало время расспросить его о впечатлениях.

— Во-первых, почему Япония?

— В мае 2019 г. Япония резко облегчила визы для россиян. Отпал пункт «гарант» в Японии. Приглашающая сторона, которая отвечает за приглашаемого. Таким образом, набор документов на визу в Японию примерно соответствует Шенгену. Плюс, сама виза бесплатна, в отличие от шенгенских 35 евро. Отказы бывают только в двух случаях: ты неправильно подал документы (тут две загвоздки – нестандартная квадратная фотография 45х45 и план пребывания по дням в стране, сколько дней ты запрашиваешь, ты должен описать по дням, что ты будешь делать). А случаев отказа пока нет массовых, потому что Япония очень трудна для эмиграции нашего человека. Это облегчение меня и стимулировало в Японию поехать. А второй фактор, который меня сподвиг, у S7 просто была акция – открытие сезона, распродажа билетов Сеул или Токио из Новосибирска туда-обратно за 17 тысяч рублей. Получается в один конец меньше 100 евро, что крайне дёшево.

Я сделал визу. Её можно сделать только в Москве. Если дистанционно, через фирму, это ещё плюс 7 тысяч рублей. А если у тебя есть неделя времени в Москве, то её можно сделать бесплатно.

— Ты в посольство японское ходил?

— Да, непосредственно в посольство. Я подал документы с первого раза, хотя пришел туда не первый в очередь. С японцами ты не контачишь там. Охранники там русские, документы принимают тоже русские девушки. Они же и подсказывают, в случае ошибки, что лучше писать. План я не написал подробный, я написал общий, но у меня его не приняли и я за пол часа его переписал подробно. Фотографию я сделал правильно сразу. Большинству же людей возвращали сразу из-за фотографий и плана. Ничего страшного в этом нет, ты можешь позже документы подать. Поэтому сделать визу просто. Главное, справку подать с места работы и выписку с банковского счёта, как на Шенген. Ну и билет туда-обратно, отели и план пребывания.

— Тебе пришлось забронировать отели? Это же не в твоих правилах!

— Я забронировал, а потом бронь отменил. Это же уже многолетняя практика. На Шенген кто ж будет эти отели бронировать на всё время пребывания в шенгенской зоне. Я ещё, слава Богу, ни дня там в отеле не жил и не собираюсь.

И потом, Япония меня влекла, потому что я видел японских путешественников, японских студентов, молодёжь в Азии. Причем в таких местах в Азии, где никого нету, в Бирме, в джунглях, одинокие японцы или парочки - парень с девушкой. Европейцы любят более комфортно путешествовать, а русские вообще не попадаются, а именно японцы могут встретиться где угодно. И мне всегда было интересно понять, что же у них за жизнь такая в Японии, что они так радостно живут в джунглях.

— Ты до Новосибирска автостопом доехал или просто уже по-стариковски?

— Если бы было лето, я бы наверное, доехал до Новосиба автостопом, потому как летом высокие тарифы на РЖД, погода хорошая и грех платить три тыщи, чтобы доехать до Новосибирска. Но зимой билет до Новосибирска стоил всего полторы тыщи. Это нормальная цена, потому что автостопом ты даже больше истратишь – питаться, аварийные расходы на водку, это может вылиться в большее.

— И вот, ты прилетел в Японию самолётом «S7», может что-то из перелёта запомнилось или что первое произвело на тебя впечатление?

— Из полёта мне абсолютно ничего не запомнилось. Запомнилось другое, насколько Япония оказалась близко. Из Новосибирска лететь всего 6 часов 20 минут. Это даже ты не успел поспать, тебя два раза покормили и ты уже в Японии. Я летел из Новосибирска в Магадан в 2016-м году, мы летели 8,5 часов. Япония, оказывается ближе по расстоянию, чем Магадан.

Первое – у меня была растерянность, потому что... Паспортный контроль я прошел быстро, но японцы, даже на паспортном контроле вели себя более странно, чем в Бирме. Сразу чувствуется Азия со своими глюками. Там какие-то абсолютно молодые девушки лет 19 на паспортном контроле по-азиатски завязанные в намордники с тонким голоском таким, со сложным акцентом таким по-английски что-то спрашивали. Надо было отвечать.


___

– Это что-то в стиле анимэ?

– Да-да, конечно! Я прилетел в аэропорт Нарита и была проблема. Обычно ты более-менее всё понимаешь, потому что все аэропорты устроены более-менее одинаково. Первая проблема оказалась – размен денег. Она глобальная, там фоном проходит. Японцы, видимо, не любят американский доллар и поэтому крайне плохо его меняют. Я заранее на форумах прочитал, что меняйте деньги сразу в аэропорту, не смотря на курс выгодный-невыгодный, потому что потом не сможете поменять. Более того, вы не сможете и карточкой заплатить, потому что в Японии очень не развиты платежи карточками. Мне почти нигде не удавалось карточкой заплатить. Только в музее изобразительных искусств мне удалось заплатить за книгу и один раз я бич-пакет купил в супермаркете, в остальных случаях только нал.

Я ходил по этому аэропорту... Конечно я потом нашел эти банки, но даже там потребовалось заполнять документов больше, чем обычно. Прям вообще конкретно пришлось анкету заполнять, где ты будешь жить, какая сумма и так далее. Это было странно, потому что нигде такого интереса к размену денег нету. Поменяли, оказалось, что курс грабительский, то есть он был значительно ниже рыночного.

Следующая проблема у меня была как добраться до Токио. Я пошел в метро, которое прямо в подвале и конечно же был удручён ценами. Они были крайне высокими. Я купил билет на одну остановку за 140 йен, это 100 рублей. А полный билет стоил около 2000 рублей до центра Токио. Поэтому я зашел в метро, по билету на одну остановку, правда чуть опять не вышел через другой турникет. Потом сообразил, что посадка прямо тут. Поезд оказался как наше метро московское, только шла электричка 60 км до Токио. Приехали мы в Токио, там как во всех развитых странах нет сильного контраста между центром и периферией. То есть в центре оказалось примерно то же самое, что и не в центре. Вышел я из метро методом паровозика. Поскольку билета на выход у меня уже не было, а палиться, что у меня билета нет, не входило в мои планы, я просто пристроился за каким-то японцем и просто вышел. Слава Богу, меня никто не заметил. Я этим пользовался, но не часто, потому что на самом деле в Японии везде на выходе стоят полицейские и внимательно смотрят за тем, чтобы никто не нарушал и хватают иностранцев, потому что японцы никогда не нарушают. Что бывает в случае пойманности зайца, я не знаю...


___

Стоимость проезда высокая, поэтому в случае аренды жилья в Токио следует учитывать метро. Может быть имеет смысл переплатить за отель, если тебе нужны центральные районы. Поездка на метро это 1000 рублей. 500 рублей в один конец, 500 в другой.

По Японии ты передвигался автостопом?

— Да. Причем, согласно кротовскому учению, передвигался автостопом как первого, так и второго рода. Железнодорожным автостопом и классическим. Из Токио можно выбраться только зайцем на электричке, потому что город настолько большой, сначала переходит в Кавасаки, потом в Йокогаму. Это непрекращающийся мегаполис. Из него даже на электричке выбраться сложно. Непонятно куда эти электрички идут, их очень много, объявляют только по-японски. Но слава Богу, у них интуитивно всё понятно и в поезде даже есть дубляж по-английски. А на вокзале никогда его нету.

Поэтому, разобравшись в этой системе, я поехал на Фудзияму именно автостопом. Методом одной остановки до города Фудзи, потом я оттуда методом глюка вышел. Почему глюка, потому что не было людей и я должен был выходить один, а на меня смотрела полиция. Я понимал, что если я сейчас запалюсь, меня схватят. По этому я сделал вид, что я как будто бы заблудился. То есть я сначала вышел, зазвенел сигнал, потом я обратно зашел, они успокоились. Потом я опять вышел, потом я пошел в «Tourist information», тут же. Они успокоились. Тут я купил билет до Фудзиноми. И с этим билетом опять зашел. То есть они успокоились трижды, когда увидели иностранца, который зашел с билетом, выполнил закон и не стали меня преследовать.

— А второй способ?

— Это, собственно, классический автостоп. Ты выходишь на трассу и поднимаешь руку. В Японии он работает очень хорошо. Я до Фудзиямы добрался классическим автостопом. Вышел на следующий день, не спеша пешком из города Фудзиномия, смотря по навигатору куда мне идти, и что мне бросилось в глаза. В Японии, в отличии от Индии и других населённых стран, населённые пункты хоть и велики, но кончаются резко и за ними ничего нет. Кончился город Фудзиномия и ничего нет за концом этого города, просто лес. Какой-то национальный парк, то ли просто ничего. Никакого хутора, никакого домика, никакой постройки, ничего нет. На сорок почти километров.

Я поднял руку, и первая же машина, которая там проезжала, остановилась. Японцы в провинции по-английски вообще не говорят, но он интуитивно всё понял и довёз меня до поворота нужного. А там я уже пошел пешком, потому что подъём на Фудзияму был закрыт, там были бетонные блоки. Пятая станция была закрыта.

— Машина какая была, легковая?

— Да, типа обычных «Тойот» праворуких.


___

— Расскажи дальше про своё восхождение. Во-первых, зачем? Я знаю, конечно, что в Японии есть гора Фудзи и она очень почитаема.

— Я представлял какова будет возможная сложность этого восхождения, потому что у меня опыт альпинизма есть. В 2005 году я с альпинистами на Памир ходил, потом где-то периодически ходил в горные походы в условиях высокогорья. Я понимал, что значит высота почти 4000 м над уровнем моря. Но я недооценил ситуацию здесь. Хоть я и прочёл в интернете, что сезон восхождения заканчивается 31 августа, я не учёл последствия. Конец сезона означало, что закрыта дорога и нет никакой цивилизации по пути. И нет воды, в том числе. Это была моя главная ошибка. Дело было не столько в отсутствии еды, хотя я как опытный альпинист заранее хорошо поел накануне, калории были накоплены. А вот с водой я пролетел. Я рассчитывал найти воду ближе к Пятой станции, но просчитался.

Когда я приехал на поворот, там всего 13 км до Пятой станции дойти, была буря. Величайший дождь и гроза, ветер страшный. Всё заливало водой. Меня спасло только то, что я быстро из машины добежал до навеса и час пережидал, когда закончится стихия. За этот час, пока я ждал, оттуда с Пятой станции приехали две машины, которые открыли цепи, на меня посмотрели, ничего не сказали, закрыли их обратно и уехали вниз. Это, видимо, были работники Пятой станции. Я наивно подумал, что там всё равно кто-то есть или хотя бы роботы по продаже воды. Потом приехала какая-то машина чёрная. Оттуда вышел пожилой японец и молодая японка. Они, ничего не говоря, невозмутимо переоделись в непромокаемую одежду и ушли куда-то в лес. Через пол часа они вернулись, сели в машину и уехали. Больше людей не было.


___

Примерно за час до заката погода внезапно улучшилась. Тучи разошлись, я увидел солнце, начало резко парить, подсыхать. Я решил, что это шанс. Надо резко рвануть на Пятую станцию. Я пошел туда почти что в полночь. Уже через 5 км начался гололёд. Температура начала резко понижаться из-за того, что я начал подниматься. Последние километры я шел уже по такой лунной дороге обледеневшей. Было очень трудно, я назад откатывался даже. В общем, я дошел до Пятой станции по этому льду. А она полностью вымершая, закрытая. И когда я понял, что вариантов нет, придется ставить палатку на улице, температура была примерно -5. Палатка у меня летняя, спальник тоже летний, но была пенка. Я её булавками соединил и сделал такую трубу из этой пенки. Залез в неё, булавками закрылся. Была буря ночью, палатку у меня свернуло. Момент, когда я отключился, я посмотрел, была полночь. У меня осталось 200 грамм японского коньяка, примерно литр воды и ещё консерва одна рыбная. Коньяк я выпил сразу, чтобы не замёрзнуть и уснуть. Но уснуть мне не удалось, но удалось не промёрзнуть до конца. Ещё когда буря палатку свернула, она на меня упала, то стало как-то теплее. До шести утра там прокантовался. Встал в шесть утра, выпил примерно половину имеющейся воды, съел консерву и пошел на Фудзи.

Сначала было нормально, а потом, когда начался набор высоты, снег, гололёд, снега стало больше. Благо, что везде есть верёвка, которая страхует. Ты за неё цепляешь и можно лезть дальше. Но где-то на высоте 3500 начало ощущаться кислородное голодание. После высоты 3500 я уже шел как улитка. У меня ещё склонность к низкому давлению. Поэтому я накануне пью коньяк, чтобы его повысить. Тут я проходил пять метров, а потом стоял, чтобы отдышаться пять минут. Отдышался, дальше пошел. Последний километр мне стоил часов пяти. Общее время подъёма составило семь часов. А спустился я менее чем за час.

Сама вершина – это кратер, такой провал похожий на небольшой карьер уральский, слегка заснеженный. На самой вершине -20. Есть храм синтоистский, закрытый и военная база – роботы, людей нет. К самой базе даже не подойти, она полностью герметизирована. Нет ни воды, ничего. Питаться можно снегом. Для меня недостаток воды компенсировался снегом, который я ел. Спустился я очень быстро, радостно. Поскольку давление повышалось, я с каждой минутой чувствовал себя всё лучше. Где-то я просто катился по склону, штаны порвал, но зато минут за 50 добрался до Пятой станции. Там я допил остатки воды, быстро собрал палатку и побежал вниз. Внизу уже было где-то +10, хорошая погода и где-то в темноте я уже добрался до цивилизации, до города Фудзиномия. Это было 11 ноября, в мой день рождения.12-го я поход завершил, а 13-го вернулся в Токио.


___

— А как ты жил там? В палатке?

— В палатке. В Японии поставить палатку оказалась не такая уж проблема, как это думалось изначально. Единственная проблема – найти место, но если ты его нашел, то тебя уже никто не побеспокоит. Как мне потом рассказали, там есть Уэна-парк, где в принципе не беспокоят бомжей. Но я не знал об этом, поэтому я ночевал гораздо ближе к центру. В непосредственной близости от императорского дворца я нашел скверик такой, закрытый забором. Я через этот заборчик бамбуковый перелезал. Там я оставлял палатку с неценными вещами и днём уходил в город. Я не нашел места лучше в центре Токио, чем это. Я там все дни провёл.

— Сколько ты дней был всего?

— Пятнадцать. Из них 10 в Токио, 5 – в районе Фудзиямы.

— То есть ты дальше Токио никуда не ездил?

— Дальше не ездил, потому что перемещение по Японии – крайне дорого. Далеко зайцем – не в моих правилах.

— Автостопом?

— Можно и автостопом, но ведь это такие запутанные автобаны. Как на них вылезти? Это же не как в России – вышел и одна дорога. В Японии всё крайне сложно. Как найти вообще этот автобан?


___

— Расскажи, режим питания у тебя какой был? Как путешественник может питаться в Японии?

— Как раз с питанием в Японии оказалось всё хорошо по нескольким причинам. Во-первых, там цены оказались дешевыми на продукты. Примерно, как у нас. А суши и роллы дешевле, чем у нас. Дешёвый алкоголь. Чилийские сухие и красные вина дешевле, чем у нас. Можно за 100 рублей купить баночку сакэ 220 грамм 25-и градусной. Этого хватит, чтобы вырубиться и крепко спать в палатке. Но я подстраховался, взял с собой грецкие орехи, изюм. Я их просто добавлял в бич-пакеты, которые покупал рублей за 60-90. Это будет хороший бич-пакет – много лапши, хорошие добавки. Заливаешь его кипятком, а кипяток там на каждом шагу, что огромнейший плюс для путешественника. Пожалуй, он более распространён, чем в Китае. В каждом супермаркете стоят кулеры с бесплатным кипятком, где ты можешь заварить бесплатно чай и еду, а также микроволновка, где ты можешь разогреть. Потом ещё в крупных супермаркетах по субботам бывают дегустации, это не то, что наши дегустации или европейские. Это почти полноценная еда. Тебе дают такие маленькие порции, ты их ешь, тебе дают попробовать блюд пять. Потом ты заполняешь анкету, пишешь, что тебе понравилось. Но можно просто плюсики ставить в произвольном порядке. Нельзя просто попробовать еду, не заполнив анкету. Японцы вообще жуткие законники. В жутких рамках. Даже когда я на почту пришел, чтобы мне просто поставили штемпель на открытку с маркой, я сказал, что это для сувенира, я не буду её отправлять. Японцы всё равно настояли, чтобы был оплачен полный тариф. Мне пришлось наклеивать полный тариф, копеечные марки не проканали. В любой другой стране плюнули бы и поставили штемпель.

Японцы, конечно, живут по правилам. Их с детства дрессируют, видно насколько политкорректно они себя ведут.


Tags: азия, биографии и личности, быт, восток, дальний восток, интервью и репортаж, менталитет, народы, нравы и мораль, общество и население, путешествия и туризм, россия, современность, традиции, факты и свидетели, фото и картинки, япония, японцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “япония” Tag

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments