mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Петербург в фотографиях XIX века

Среди бесчисленного количества видовых фотографий Санкт-Петербурга есть те кадры, которые с полным правом можно назвать историческими и нетленными. Дело в том, что они были сделаны в промежуток между 50-ми и 80-ми годами XIX века. Это было время, когда совсем ещё молодое искусство фотографии называли «светописью» или «производством светописных изображений посредством световых лучей». По всему миру мастера усиленно работали над усовершенствованием техники и методов главной «новинки» века. При съемке изображение проецировалось сначала на металлические пластины, а затем на бумажные и стеклянные негативы. Следя за успехами научного прогресса, газеты столичного Петербурга 1850-х годов активно вопрошали:


1. Бианки И.К., Сенатская площадь,
вторая половина 1870-х, отпечаток на альбуминовой бумаге

«Почему же до сих пор нам не удавалось видеть русских фотографических видов? Нам показывали когда-то кое-какие опыты, но они далеко не стоили внимания... наш щеголь Петербург представляет неисчерпаемый источник для фотографии. Какая литография может передать все величие Исаакиевского собора, всю красоту нашей Невы, наших набережных!..»


2. Ришбур А., Исаакиевский собор. Портик и вид на Адмиралтейство,
1859, гелиогравюра

Естественно, профессиональные фотографы не остались глухими к таким страстным призывам. Одним из первых на берегах Невы поселился Джованни Бианки, чьи работы отличала особенная «художественная направленность». Будучи хорошим акварелистом, Д. Бианки удачно выбирал «пункты» для съемки. Он также легко преодолевал техническое несовершенство тогдашнего фотопроцесса – из-за долгой выдержки (до 25 минут) возникали сложности с фиксацией движущихся объектов, поэтому на ранних фотографиях практически отсутствуют люди. Сегодня снимки «пустынного» города Д. Бианки поражают кристальной чистотой архитектурных форм, которой так порою не хватает на запруженных пешеходами и транспортом улицах современного Петербурга.


3. Ришбур А., Купол Исаакиевского собора,
1859, гелиогравюра

В 1850-е годы видовой съемкой занимались и первые фотографы-любители. Например, граф Н.В. Левашов на досуге снимал виды столицы из окон различных домов. Большой интерес к «светописи» проявили и представители императорской семьи. Так, в 1859 году в Санкт-Петербурге можно было приобрести большеформатный альбом «Исаакиевский собор». Он был издан под высочайшим патронажем русского императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Для подготовки увражей в Россию приехал французский фотограф А. Ришбур, славившийся умением запечатлевать самые сложные, плохо освещенные объекты. Секрет популярности француза был в особой технике – гелиографии или непосредственном получении фотографического изображения на литографском камне. Появлявшееся в итоге клише можно было легко ретушировать, получая оттиски, сравнимые по качеству с гравюрами.


4. Каррик В.А., Балаган у Адмиралтейства,
1860-е, отпечаток на альбуминовой бумаге

Тем временем, жанр городской петербургской фотографии все больше расширялся. Так, выпускник Императорской Академии художеств Вильям Каррик одним из первых начал делать кадры со сценами из «народной» жизни. Его снимки обессмертили праздничные гулянья, балаганы и карусели, где самозабвенно веселился питерский простой люд.


5. Фелиш А. Вид Невы во время отправления процессии из Крепости к памятнику императора Петра Великого
30 мая 1872, отпечаток на альбуминовой бумаге

Постепенно стал включать сцены городского быта в свои работы и другой знаменитый фотограф – Альфред Лоренс. Прибыв из Германии, он открыл в Петербурге фотоателье. Тут он продавал не только свои поразительно чёткие снимки, но и различные фотоаксессуары: объективы, фотоальбомы, камеры и т. д. Работал в этом ателье и другой знаменитый фотограф – Альфред Фелиш.


6. Гофферт И.К., Строительство Литейного моста. Выборгский устой и бык № 4
1 июля 1878, отпечаток на альбуминовой бумаге

В 1870-х годах на фоне роста интереса к достижениям науки и промышленности, популярность приобретают фотоснимки И. К. Гофферта. Этот мастер создал оригинальную серию «Виды работ постоянного моста через реку Неву (на месте Литейного)», которую он создавал на протяжении 1875—1879 годов. Воистину, данные кадры можно без преувеличения назвать первыми образцами так называемого «технофото».


7. Неизвестный автор, Вид на Николаевский мост и Исаакиевский собор,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге

Стремительное развитие фотографии уже ничто не в силах было остановить. Рубежными стали 1880-е годы, когда в продаже появились «специально изготовленные броможелатиновые эмульсии», а также «сухие мгновенные пластинки (на стеклах и бумаге)». Иными словами, теперь не надо было обладать профессиональными навыками и работать с различными хитрыми растворами, чтобы получать хорошие снимки. Благодаря готовым «сухим пластинам» началась эра любительского фото. Как следствие, музеи обогатились множеством кадров от «неизвестных мастеров».


8. Юар Э., Памятник Петру Великому,
1857, отпечаток на соленой бумаге

Надо сказать, что даже при современном бурном развитии фотографического дела, старинные образцы «светописи» вовсе не потеряли своей актуальности. Скорее наоборот, фото, созданные между 50-ми и 80-ми годами XIX века, уже давно приобрели особый статус «всегда рекомендуемых к просмотру» произведений искусства.


9. Юар Э., Нарвские триумфальные ворота,
1857, отпечаток на соленой бумаге


10. Юар Э., Троицкий собор,
1857, отпечаток на соленой бумаге


11. Юар Э., Вид на Троицкий собор с набережной Крюкова канала,
1857, отпечаток на соленой бумаге


12. Юар Э., Преображенский собор,
1856, отпечаток на соленой бумаге


13. Юар Э., Голландская церковь на Невском проспекте, вид от Полицейского моста,
1856, отпечаток на соленой бумаге


14. Юар Э., Александринский театр,
1856, отпечаток на соленой бумаге


15. Юар Э., Большой театр,
1857, отпечаток на соленой бумаге


16. Гуи (издание А. Фельтена), Дворец в. к. Елены Павловны,
1850-60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


17. Гуи (издание А. Фельтена), Аничков дворец,
1850-60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


18. Гуи (издание А. Фельтена), Дворец в. к. Николая Николаевича,
1850—60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


19. Гуи (издание А. Фельтена), Греческая церковь,
1850-60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


20. Гуи (издание А. Фельтена), Зимний дворец,
1850-60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


21. Бианки И.К., Дворцовая площадь,
вторая половина 1860-х — 1870-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


22. Бианки И.К., Нева. Адмиралтейство,
до 1874, отпечаток на альбуминовой бумаге


23. Бианки И.К., Ростральная колонна на фоне Зимнего дворца,
1850-е, отпечаток на соленой бумаге


24. Бианки И.К., Панорама Английской набережной,
1860—1870-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


25. Бианки И.К., Исаакиевский собор. Вид со стороны Конногвардейского бульвара,
1870-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


26. Бианки И.К., Летний сад, вид на Цепной мост,
до 1872, отпечаток на альбуминовой бумаге


27. Бианки И.К., Сенатская площадь в день празднования 200-летия со дня рождения Петра I
30 мая 1872 года, отпечаток на альбуминовой бумаге


28. Лоренс А.Ф., Большая аллея в Летнем саду,
1860-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


29. Лоренс А.Ф., Балаганы во время святочной недели в Адмиралтейском парке,
1860-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


30. Лоренс А.Ф., Панорама Санкт-Петербурга,
до 1874, отпечаток на альбуминовой бумаге


31. Лоренс А.Ф., Николаевский мост,
1860-70-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


32. Лоренс А.Ф., Английская набережная и Николаевский мост,
1860-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


33. Буффа Ф., Конногвардейский бульвар, дом Гинцбурга,
1870-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


34. Буффа Ф., Казанский собор со стороны Невского проспекта,
1870-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


35. Буффа Ф., Конногвардейский бульвар,
1870-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


36. «Вестли и К°», Торжественная церемония открытия памятника перед Троицким собором
1886, отпечаток на альбуминовой бумаге


37. «Левицкий и сын», Казанский собор,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


38. Левашов Н.В., Вид на Цепной (Понтелеймоновский) мост и Летний сад из окна дома по набережной Фонтанки, д. 18,
1885, отпечаток на альбуминовой бумаге


39. Левашов Н. В., Вид на Цирк из окна дома по набережной Фонтанки, д. 18,
1885, отпечаток на альбуминовой бумаге


40. Диго Н.Д., Троицкий мост и панорама Невы,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


41. Диго Н.Д., Троицкий мост и панорама Невы,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


42. Диго Н.Д., Перевоз регалий из Москвы в Петербург. Процессия на Невском проспекте в районе костела Св. Екатерины,
1883, отпечаток на альбуминовой бумаге


43. Диго Н.Д., Перевоз регалий из Москвы в Петербург. Процессия на Невском проспекте в районе Знаменской церкви,
1883, отпечаток на альбуминовой бумаге


44. Шульц К.К. (издание А. Беггрова), Александро-Невская лавра.
Вид на Троицкий собор и Феодоровский корпус с Экономским мостом через реку Монастырку,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


45. Шульц К.К. (издание А. Беггрова), Владимирская церковь,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


46. Шульц К.К. (издание А. Беггрова), Адмиралтейский бульвар,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


47. Гофферт И.К., Панорама строительства Литейного моста.
Подготовительные работы для двух пролетов с Выборгской стороны,
19 февраля 1879, отпечаток на альбуминовой бумаге


48. Гофферт И.К., Панорама строительства Литейного моста.
Установка арки среднего пролета 15 марта 1879 года в два с половиной часа пополудни.
15 марта 1879, отпечаток на альбуминовой бумаге


49. Неизвестный автор, Старо-Калинкин мост через Фонтанку,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


50. Неизвестный автор, Скульптурная группа «Амур и Психея» в Летнем саду,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


51. Неизвестный автор, Дворец на Дворцовой набережной,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


52. Неизвестный автор, Смольный монастырь,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


53. Неизвестный автор, Казанский собор,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


54. Неизвестный автор, Парад на Адмиралтейской площади, качели и балаганы в Александровском саду,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


55. Неизвестный автор, Вид на Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге


56. Неизвестный автор, Николаевский мост и вид на Английскую набережную,
1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге

Отсюда


Tags: архитектура и дизайн, история, российская империя, санкт-петербург, фото и картинки
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments