mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Серж Генсбур. Эпатаж как смысл или все-таки талант?


«Генсбур. Любовь хулигана»
Фрагмент постера к фильму
Галя Константинова, Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»

Двадцать лет назад на его похоронах президент Франции Франсуа Миттеран произнес: «Он был нашим Бодлером, нашим Аполлинером. Он поднял песню до уровня искусства». Речь шла о Серже Генсбуре – знаменитом французском певце, авторе киномузыки, поэте, актере и режиссере.


Серж Генсбур родился 2 апреля 1928 года в Париже, в музыкальной семье (пианист и оперная певица). При рождении получил имя Люсьен Гинзбург. Надо ли говорить, что его родители (как и родители многих музыкантов в Европе и США) были выходцами из Российской империи (Харьков). После революции семья через Стамбул уехала во Францию.


Серж Генсбур, 1981 г.
Claude TRUONG-NGOC, commons.wikimedia.org
В юности Генсбур хотел стать художником, даже специально учился. Затем передумал, сжег картины, подрабатывал пианистом в барах. Первые свои песни он написал под воздействием творчества Бориса Виана (Борис Виан – классик французской литературы 20 века, а также джазовый музыкант и певец). Начав писать традиционный французский шансон с элементами джаза, Генсбур перешел к рок-н-роллу, регги, фанку и рэпу. Воспитанный под влиянием отца на классике, Генсбур часто вставляет в свои песни прямые цитаты из классической музыки.

Вся жизнь Серж Генсбура была пронизана страстью к эпатажу. Слова к песням были полны каламбуров, всегда носили подтексты и двойные смыслы – характерная для Генсбура игра слов заставляет исследователей часто разбирать тексты песен «по косточкам». Серж Гензбур не стеснялся признавать свою принадлежность к поп-культуре, многие его стихи написаны «по-франглийски», то есть по-французски, но с большим вкраплением английских слов. Тексты часто носят провокационный характер.

Генсбур получает награду на конкурсе Евровидения, 1965 год
 LecomteB, fr.wikipedia.org
Его песня «Poupée de cire, poupée de son» («Восковые куклы») выиграла первый приз на конкурсе Евровидения (Люксембург, 1965 год). И это – несмотря на известную скандальность и двусмысленность содержания. С тех пор начался успех, а тексты песен становятся все более раскованными, вызывающими неоднозначную реакцию.

В подобном же духе – песня «Je t'aime... moi non plus» («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»), написанная Генсбуром для Брижит Бардо, с которой у него к тому времени случился роман. Песня имела сильный сексуальный подтекст, да вдобавок в ней звучали специфические женские вздохи, в результате чего исполнение ее по радио было запрещено во многих странах (Испания, Швеция, Польша, Великобритания, Португалия), а Ватикан даже сделал специальное заявление об этой песне как оскорбительной. Журналы назвали песню «поп-эквивалентом фильма «Эммануэль».

Название этой песни отсылает слушателя к словам знаменитого художника Сальвадора Дали: «Пикассо испанец, я тоже. Пикассо гений, я тоже. Пикассо коммунист, я тоже нет». Впоследствии песня «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет» разошлась миллионными тиражами и стала основой одноименного кинофильма (с участием Джейн Биркин, Джо Далессандро, Жерара Депардье), посвященного Борису Виану.

"Запрещенная" песня Serge Gainsbourg et Jane Birkin - Je t'aime moi non plus


Еще одной скандальной песней стала «Марсельеза». В ней певец «покусился» на национальный гимн Франции! За этот рэгги-вариант гимна он получал угрозы от наиболее праворадикальной части ветеранов Войны за независимость Алжира. В исполнении песни участвовала жена Боба Марли, и последний тоже высказывал некоторое недовольство.


Шарлотта Генсбур на Венецианском кинофестивале 2007 года
Caspian blue, ru.wikipedia.org
Эпатажными были и отношения Генсбура с женщинами. Кроме Брижит Бардо, у певца были длительные отношения с англо-французской певицей и актрисой Джейн Биркин (известной по таким фильмам, как «Бассейн», «Он начинает сердиться», «Смерть на Ниле», «Зло под солнцем» и так далее). От этой связи также были дети, и одна дочь стала певицей и актрисой (Шарлотта Генсбур, известная по двум десяткам фильмов, например, «Слова и музыка», «Нарушительница», «Антихрист», «Меланхолия»).

Еще одной женщиной в жизни Генсбура стала модель, певица и актриса Бамбу. Настоящее ее имя – Каролина фон Паулюс. И она является внучкой известного нам генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса – того самого, сдавшегося советским войскам под Сталинградом. (Кстати, во время оккупации Франции нацистами семье Генсбура пришлось сначала носить желтую звезду, а потом скрываться. Впрочем, и Паулюс после советского плена занимал антигитлеровскую позицию).

Могила Генсбура, Монпарнас
 Myrabella, en.wikipedia.org
Серж Генсбур умер от сердечного приступа 2 марта 1991 года, похоронен на кладбище Монпарнас.

Его песни исполняли Катрин Денёв, Изабель Аджани, Жюльетт Греко, Ванесса Паради, Далида. Их продолжают исполнять. Он сочинил не менее 40 саундтреков к фильмам. Сам тоже снимался в кино. Генсбур также написал роман «Евгений Соколов» (видимо, еще не переведен).

Еще одна его песня вдохновила на создание фильма – «Элиза» (с Ванессой Паради и Жераром Депардье). В прошлом году вышел фильм, целиком посвященный Генсбуру – «Генсбур. Жизнь героя» (в российском прокате – «Генсбур. Любовь хулигана», с озвучкой Сергея Шнурова – еще одного «хулигана»).

Эта замена в названии – с «героя» на «хулигана» не случайна. И здесь бы хотелось вернуться к проблеме эпатажа в искусстве.


Граффити в честь Генсбура на стенах его дома в Париже
Arnaud, en.wikipedia.org
Эпатаж был характерной чертой культуры 20 века. И для этого были веские основания. Эпатаж, свойственный культуре и искусству 2-й половины 20 века, был реакцией наиболее остро чувствующей части общества на лицемерие и двойные стандарты, характерные для современной постиндустриальной цивилизации. Но сегодня эпатаж как выражение протеста в Европе становится неактуальным. Возможно, в проявлениях культуры мир становится чуть строже. Время эпатажа ушло, хотя в России процесс еще продолжается – в виде «эпатажа ради самого эпатажа», бессмысленного и беспощадного. Не как протест, а ни о чем, поскольку ничего другого и нет. Или здесь дело просто в чувстве вкуса (скажем, эпатаж С. Пенкина вполне симпатичен и уместен, чего не скажешь о многих прочих).

Есть эпатаж дня, есть эпатаж века, есть эпатаж вечности. Не знаю, к какому типу эпатажа принадлежит эпатаж Генсбура (умеренно невинный на фоне сексуальной революции в Европе 60-70-х годов), но, видимо, он не был самым главным в его творчестве. Наверное, дело не только в том, как он эпатировал публику. Здесь работают другие механизмы. Эпатаж в Европе как символ всяческих свобод уходит, а Генсбур остается исключительно любимым артистом во Франции. Значит, дело еще и в таланте, который у Сержа Генсбура безусловно был. Настоящий талант поп-артиста, веселого и грустного одновременно – и всегда искреннего.

Gainsbourg - Aux armes, Марсельеза

Tags: биографии и личности, видео, европа, история, культура, легенды, музыка и песни, франция
Subscribe

promo yarodom 九月 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments