«Генсбур. Любовь хулигана» Фрагмент постера к фильму |
Двадцать лет назад на его похоронах президент Франции Франсуа Миттеран произнес: «Он был нашим Бодлером, нашим Аполлинером. Он поднял песню до уровня искусства». Речь шла о Серже Генсбуре – знаменитом французском певце, авторе киномузыки, поэте, актере и режиссере.
Серж Генсбур родился 2 апреля 1928 года в Париже, в музыкальной семье (пианист и оперная певица). При рождении получил имя Люсьен Гинзбург. Надо ли говорить, что его родители (как и родители многих музыкантов в Европе и США) были выходцами из Российской империи (Харьков). После революции семья через Стамбул уехала во Францию.
Серж Генсбур, 1981 г. Claude TRUONG-NGOC, commons.wikimedia.org |
Вся жизнь Серж Генсбура была пронизана страстью к эпатажу. Слова к песням были полны каламбуров, всегда носили подтексты и двойные смыслы – характерная для Генсбура игра слов заставляет исследователей часто разбирать тексты песен «по косточкам». Серж Гензбур не стеснялся признавать свою принадлежность к поп-культуре, многие его стихи написаны «по-франглийски», то есть по-французски, но с большим вкраплением английских слов. Тексты часто носят провокационный характер.
Генсбур получает награду на конкурсе Евровидения, 1965 год LecomteB, fr.wikipedia.org |
В подобном же духе – песня «Je t'aime... moi non plus» («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»), написанная Генсбуром для Брижит Бардо, с которой у него к тому времени случился роман. Песня имела сильный сексуальный подтекст, да вдобавок в ней звучали специфические женские вздохи, в результате чего исполнение ее по радио было запрещено во многих странах (Испания, Швеция, Польша, Великобритания, Португалия), а Ватикан даже сделал специальное заявление об этой песне как оскорбительной. Журналы назвали песню «поп-эквивалентом фильма «Эммануэль».
Название этой песни отсылает слушателя к словам знаменитого художника Сальвадора Дали: «Пикассо испанец, я тоже. Пикассо гений, я тоже. Пикассо коммунист, я тоже нет». Впоследствии песня «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет» разошлась миллионными тиражами и стала основой одноименного кинофильма (с участием Джейн Биркин, Джо Далессандро, Жерара Депардье), посвященного Борису Виану.Еще одной скандальной песней стала «Марсельеза». В ней певец «покусился» на национальный гимн Франции! За этот рэгги-вариант гимна он получал угрозы от наиболее праворадикальной части ветеранов Войны за независимость Алжира. В исполнении песни участвовала жена Боба Марли, и последний тоже высказывал некоторое недовольство.
Шарлотта Генсбур на Венецианском кинофестивале 2007 года Caspian blue, ru.wikipedia.org |
Еще одной женщиной в жизни Генсбура стала модель, певица и актриса Бамбу. Настоящее ее имя – Каролина фон Паулюс. И она является внучкой известного нам генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса – того самого, сдавшегося советским войскам под Сталинградом. (Кстати, во время оккупации Франции нацистами семье Генсбура пришлось сначала носить желтую звезду, а потом скрываться. Впрочем, и Паулюс после советского плена занимал антигитлеровскую позицию).
Могила Генсбура, Монпарнас Myrabella, en.wikipedia.org |
Его песни исполняли Катрин Денёв, Изабель Аджани, Жюльетт Греко, Ванесса Паради, Далида. Их продолжают исполнять. Он сочинил не менее 40 саундтреков к фильмам. Сам тоже снимался в кино. Генсбур также написал роман «Евгений Соколов» (видимо, еще не переведен).
Еще одна его песня вдохновила на создание фильма – «Элиза» (с Ванессой Паради и Жераром Депардье). В прошлом году вышел фильм, целиком посвященный Генсбуру – «Генсбур. Жизнь героя» (в российском прокате – «Генсбур. Любовь хулигана», с озвучкой Сергея Шнурова – еще одного «хулигана»).Эта замена в названии – с «героя» на «хулигана» не случайна. И здесь бы хотелось вернуться к проблеме эпатажа в искусстве.
Граффити в честь Генсбура на стенах его дома в Париже Arnaud, en.wikipedia.org |
Есть эпатаж дня, есть эпатаж века, есть эпатаж вечности. Не знаю, к какому типу эпатажа принадлежит эпатаж Генсбура (умеренно невинный на фоне сексуальной революции в Европе 60-70-х годов), но, видимо, он не был самым главным в его творчестве. Наверное, дело не только в том, как он эпатировал публику. Здесь работают другие механизмы. Эпатаж в Европе как символ всяческих свобод уходит, а Генсбур остается исключительно любимым артистом во Франции. Значит, дело еще и в таланте, который у Сержа Генсбура безусловно был. Настоящий талант поп-артиста, веселого и грустного одновременно – и всегда искреннего.
Community Info