mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Советская репортажная фотография Макса Пенсона

Фотографии Макса Пенсона – это первые опыты советского репортажного фото. И если эталонные кадры, по образу которых до сих пор снимают Олимпиады, дала Лени Рифеншталь, то нашу документальную фотографию вовсе не в одиночку, как думают, придумал влюбленный в конструктивизм Родченко.

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
1. Макс Пенсон с другом

Макса Пенсона знают плохо и считают фигурой второго ряда. Он не был новатором, но отлично работал в стилистике своего времени.
[Читать и смотреть /+ 60 фото/ дальше ...]Макс Захарович Пенсон родился в 1893 году в белорусском местечке Велиж, где в то же самое время рос другой талантливый мальчик по имени Марк Шагал. Оба они едва унесли ноги, когда антисемитские погромы захлестнули тот регион. Шагал выбрал местом убежища западную Европу, а Пенсон – экзотические дебри Средней Азии. До отъезда из родных мест Пенсон изучал искусство и сразу по прибытии в Узбекистан устроился на работу в качестве преподавателя искусств. В 1921 году, в 28-летнем возрасте, был награжден фотографическим аппаратом за вклад в развитие образования и тут же все свое время стал проводить на улицах, делая снимки. Вскоре он сменил преподавательскую деятельность на работу в качестве фотографа для одного из первых советских фотографических агентств под названием «Руссфото», а затем стал фотокорреспондентом самой крупной среднеазиатской газеты «Правда Востока».

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
2. Две девушки за рулём колёсного трактора

Каждый день "вездесущий Пенсон", как называл его Сергей Эйзенштейн, торопился "на этюды". Он выполнял редакционные поручения, но не переставал искать сюжеты "для себя". И тут все не всегда получалось предсказуемо. Конечно, особо приветствовались репортажи вроде "Приема в колхоз последнего единоличника", ведь нужно было задокументировать тот факт, что единоличников не осталось. А весь восточный колорит ценился в неизменном советском обрамлении.



3. Мать кормит грудью ребёнка

Однако по-настоящему прославил Макса Пенсона кадр, который по тем временам считался довольно рискованным: молодая улыбающаяся узбечка кормит грудью младенца. Эту фотографию из скромной "Матери" переименовали в символичную "Узбекскую мадонну" и в 1938 году премировали на Парижской всемирной выставке.

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
4. Спортсмен метает диск

Он успевал повсюду, сначала с громоздким ящиком и хрупкими стеклянными пластинами, потом – с "Лейкой". Производственный процесс поэтизировал. Восточные сюжеты Макса Пенсона, как и положено, "дышат негой". Уже из необычайного успеха местной "мадонны" следует, что самые выигрышные темы – "раскрепощенные", но все еще таинственные женщины Востока. Рядом – детишки с лукавыми улыбками и крупные планы умудренных аксакалов: фотохудожник не забывал никого. Живя в Узбекистане, он воспевал местную красоту и в то же время умел поиронизировать над штампами восприятия Востока Западом. Многие из его образов литературны: здесь можно найти ироничные картинки в духе Ильфа и Петрова и строгие портреты платоновских "одухотворенных людей". О том, что пенсоновский документальный репортаж "превращается в искусство", писали еще в журнале "Советское фото" образца 1930-х годов. Удивительно, но с тех пор эта истина не изменилась.

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
5. На уроке. Русский учитель с учащимися 'ликбеза' перед импровизированной доской. 1929 год

Его фотографии запечатлели весь процесс широких социальных реформ. Женские лица на некоторых из них спрятаны за сплетенными из конского волоса вуалями, столь тяжелыми и абсолютно все скрадывающими, что одетые в эти одежды женщины подобны бесформенным палаткам, в то время как на других фотографиях они одеты в рабочие брюки и выполняют неслыханные для той поры задачи, такие как управление тракторами и сложными механизмами. Мужчины показаны зачастую за рытьем оросительных каналов, за занятиями в классах по борьбе с неграмотностью и наблюдающими спортивные или театральные события. Основное количество самых выдающихся работ Пенсон сфотографировал в промежутке между 1925 и 1940 годами. Впоследствии, будучи обвиненным в уступках влиянию западной эстетики, он впал в немилость и когда началось очередное преследование евреев в 1948 году, был просто уволен из «Правды Востока» после 25-летней трудовой деятельности. Макс Пенсон умер в бедности, в глубоко угнетенном состоянии.

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
6. Две русские девушки учатся стрелять из винтовки. В парке Ташкента. 30-е гг

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
7. Женщина-киномеханик. 30-е гг

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
8. Шеренга спортсменок с флажками. Ташкент. 30-е гг

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
9. Медсестра с маленьким ребёнком в яслях

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
10. Группа школьников в автобусе.

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
11. Группа людей читают траурный выпуск газеты 'Кызыл Узбекистан' с известием о смерти А. М. Горького. Ташкент. 1936 г

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
12. Обед в поле. Полевая кухня

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
13. Телефонная станция. Монтёр у щитков телефонной станции

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
14. Работница у текстильной машины

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
15. Кровельщики настилают деревянную крышу цеха

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
16. Работницы за ножными швейными машинами в швейной мастерской

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
17. Юные балерины. конец 30-х гг

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
18. Отдых в чайхане у арыка. 30-е гг

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
19. Демонстрация на Красной площади в Ташкенте. Группа женщин у плаката с изображением И. Сталина

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
20. Река Чирчик. Мост через реку Чирчик в Ходжикенте. Ташкентские окрестности

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
21. Узбекская семья за домашним чаепитием у самовара

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
22. На хлопковом поле. Оператор первых хлопкоуборочных машин

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
23. Молодая девушка угощает гостей-орденоносцев гранатами

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
24. Встреча. Артисты (справа) беседуют со строителями

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
25. Собрал! Хлопкороб лёжа на собранном хлопке

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
26. Три красноармейца

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
27. Алим Пачаев на гимнастическом турнике. Фото для пропагадисткого фотоальбома 'Алим Пачаев' (ГИЗ Уз ССР. 1934г)

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
28. Электрофикация. Двое мужчин проводят электропроводку в дом

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
29. Электрофикация. Мужчина-узбек в халате с электрической лампочкой и плафоном

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
30. Голосуем! Группа голосующих колхозников

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
31. Угощение. Девушка - узбечка с национальным хлебом (лепёшками) на подносе

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
32. Урок физкультуры в школьном дворе. На заднем плане - женщина в парандже

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
33. Карнай. Игрок на карнае (сигнальная труба)

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
34. Бродячий цирк

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
35. Вышка для прыжков на Комсомольском озере в Ташкенте

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
36. Салют над ташкентскими курантами

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
37. Молодые художники. Студенты художественного училища на этюдах у мавзолея Зайнуддин-бобо в старом Ташкенте

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
38. Четверо узбеков читают газету 'Кызыл Узбекистон'

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
39. Траурный митинг (убийство Кирова 1 декабря 1934 года). Ташкент. 1934 г

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
40. За работой. Мастер по изготовлению валенок

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
41. 'Живой значок'. Мальчик на щите изображает знак ГТО - как элемент оформления демонстрации на Красной площади в Ташкенте. 30-е гг

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
42. Двое. Мужчина и женщина на качелях

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
43. Ремонт. Рабочие на экскаваторе

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
44. Дом пионеров. Ташкент. Дворец великого князя Николая Константиновича, превращённый в 1934 году в дом пионеров

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
45. Водоподъёмное колесо (чигирь). Большое водоподъёмное колесо (чарпалак) у Чирчика в окрестностях Ташкента

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
46. Кассир. Кассир выплачивает деньги через окошко кассы

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
47. На строительстве Ферганского канала. 1939 г

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
48. Девушка узбечка в национальном платье

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
49. Речь аксакала

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
50. В старом Ташкенте. Группа женщин-узбечек в паранджах на улице старого Ташкента

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
51. Биллиард в поле. Три подростка у импровизированного биллиарда в поле у арыка

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
52. Девушка-монтажница у ферм электропередач на ГЭСе

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
53. За работой. Колхозники на поле среди колосьев пшеницы. Памятник Владимиру Ленину на заднем плане

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
54. Фоторепортёры за работой

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
55. Водовод. Подготовка эстакады для водовода (кяриз)

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
56. Узбекская семья

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
57. Торжественное открытие Фархадской ГЭС

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
58. Велосипедисты. Группа узбеков на велосипедах

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
59. Гимнастка в положении 'на старт' для пловцов. Комсомольское озеро в старом Ташкенте

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
60. Семейное чаепитие в саду

Советская репортажная фотография Макса Пенсона
61. Победительницы Спартакиады. Победительницы-спортсменки с букетами цветов у транспаранта, приветствующего международную Спартакиаду учащейся молодёжи.
Веб-сайт Макса Пенсона
 с его фотографиями и биографическими публикациями

Tags: 30-е, агитпроп и пиар, жизнь и люди, журналистика, идеология и власть, история, средняя азия, ссср, фото и картинки, цивилизации
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments