?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Вести из цветника: «Спасём детей – спасёмся сами!»
Любовь
mamlas wrote in yarodom

«ХОРОШО, ЧТО У НАС НЕ БУДЕТ ВОЙНЫ»

Внучка Маша, которой на днях исполнится семь лет, рассказывает про свой сон:

«Будто бы война. Я ела чёрные квадратики хлеба. Смотрела в окно. А там – рушились дома». Сказав это, она немного подумала и закончила свой рассказ словами: «Хорошо, что у нас не будет войны!».

Мои слова: «интересный сон» были отвергнуты: «Дед, разве сон этот интересный? Он – страшный!».

Я согласился с нею.

«МНЕ НИКТО НИКОГДА НЕ РАССКАЗЫВАЛ ПРО ВОЙНУ»

Это я услышал вчера от Даши.


Даше восемь лет. Учится во втором классе нашего лицея. По её словам, получает хорошие оценки. Наверное, так оно и есть, она развитая, сообразительная.

Почти всё свободное время Даша гуляет в моём цветнике. Когда появляется там, то высматривает меня в зарослях цветов и мчится ко мне по тропам, кои я называю экологическими, на своём самокате, сопровождаемая Бимкой - верным пёсиком. Что-то тянет её ко мне. Может, мои беседы с нею? Не знаю. Но на днях она сказала: «Вы – мой единственный друг!». Не скрою, мне приятно было слышать это.

Вчера, как и в прошлые дни, мы опять долго беседовали. Говорили о разном. Но больше – о войне. О той, Великой Отечественной. Даша похвасталась: «Сегодня в лицее я пела песню о войне. Меня похвалили». Я сказал: «Какую же песню пела? Ты можешь спеть её мне?». «Могу» .- ответила Даша. И стала петь: «Бьётся в тесной печурке огонь. На поленьях смола, как слеза…». Я тоже похвалил её. А потом спросил: «Даша, в этой песне есть слова, которые сейчас редко употребляют. Вот они: –землянка, печурка, поленья… А ты знаешь, что они означают?». «Нет. - сказала Даша.- Ни одного такого слова не знаю. Не знаю, что такое землянка. Не слышала о поленьях. Да и про смолу тоже ничего не знаю». Рассказал ей обо всём во всех подробностях. Девочка слушала с интересом.

«А что ты знаешь о Великой Отечественной войне, о нашей, русских, победе в той войне?- задаю Даше новый вопрос. «О войне? О войне тоже ничего не знаю. Мне никто никогда не рассказывал про войну». - услышал её ответ.

Никто никогда не рассказывал… А ведь в том же лицее был повод рассказать про Великую Отечественную войну. Когда Даша спела свою песню, её учительница могла бы завести интересный разговор. О той же землянке, в которой спасались от холодных осенних ветров и дождей, зимних морозов наши солдаты; которая была такой же защитой для мирных жителей, чьи дома сожгли немецко-фашистские захватчики…

Я не виню ту учительницу. Вообще школьных учителей не виню, которые ныне, по сути, перестали заниматься с обязательным в советское время нравственным воспитанием своих учеников. И суть не в том. что учителя сейчас другие. Нет, многие из них по-прежнему добросовестные. Всё дело в том, что школьным преподавателям заниматься нравственным воспитанием детей… некогда. Они тонут в посылаемых руководящими центрами бумагах, с сотнями вопросов, на которые учителям надо ответить тоже письменно. Это ведь и в детских садах так же. Летом прошлого года руководители садиков ежедневно строчили ответы, в частности, на такой интересный вопрос: «Какой процент покоса травы?». Это «вышестоящие» следили за тем, как быстро скашивается бурьян на территории детских садов.

Нет времени позаботиться о нравственном воспитании детей и у многих родителей. Работой заняты. А выдастся свободный день – выходной или праздничный – едут на «природу» - жарить шашлыки; или же «отдыхают» у телевизора. А ребёнка – на улицу: «Иди, погуляй. Ты уже большой (большая). Найди себе занятие»…

А детям необходимы постоянные беседы со взрослыми. И если нет таких душевных разговоров на все интересующие ребёнка темы, то мальчишка или девчонка постепенно «уходит» от родителей. Такие дети начинают искать собеседников на стороне.

У Даши таким собеседником оказался я.

Балуют меня своим вниманием и многие другие девчонки и мальчишки. После уроков забегают «на огонёк», рассказывают о своих достижениях, или же – об огорчениях, которые у них, как и у взрослых, тоже бывают.

И вот – давняя моя мечта: создать в городе институт внешкольных детских воспитателей; чтобы было таких воспитателей хотя бы по два-три на каждый микрорайон; чтобы они вели с детьми беседы на разные темы, вовлекали мальчишек и девчонок в разные подвижные игры, сажали вместе с детьми цветы, деревья и кустарники. Это бы в значительной степени уменьшило нынешнюю тяжесть беспризорности многих детей при их живых родителях. Где взять воспитателей? Это не проблема. В городе ещё достаточно полных сил пенсионеров с педагогическим образованием. Как-то заинтересовать их, и они откликнутся на призыв: «Спасём детей – спасёмся сами!».



Хотелось бы согласиться и с её словами: «Хорошо, что у нас не будет войны». Но я не уверен в том, что войны у нас не будет. Маше об этом, естественно, не сказал. Пожелал ей, чтобы впредь никогда не снились страшные сны о войне, и чтобы, действительно, не было этого всенародного горя – войны.


«В НАШЕМ КЛАССЕ ДОБРОТУ НЕ ЛЮБЯТ»

- Кристина, ты вот, на мой взгляд, добрая девочка, заботишься о других людях. Наверное, тебя одноклассники любят?


Это я говорю ещё одной моей маленькой собеседнице, которая тоже «прикипела» к нашему школьному цветнику. Кристине десять лет. Она учится в третьем классе лицея.

Ответ Кристины был для меня неожиданным.

- В НАШЕМ КЛАССЕ ДОБРОТУ НЕ ЛЮБЯТ.

- А что же у вас любят? – задал ей новый вопрос.
- Грубость.- ответила девочка. – У нас все – грубияны. Только одна девочка, Алеся, нормальная.

Кристина родилась в Будапеште – столице Венгрии. Её отец был там в длительной командировке, и потому в Будапеште жил с семьёй.

- Где лучше жить – в Будапеште или в Ульяновске? – продолжил я свой расспрос.

- Конечно, в Будапеште.- не задумываясь ответила Кристина. – Там люди культурные. А ещё – там цветы, много цветов. В Ульяновск е цветов мало…

Вот так. А между тем, ульяновские власти давно уже объявили нам, жителям города, что готовятся к тому, чтобы сделать Ульяновск культурной столицей Европы. Может, прежде чем делать такое громкое заявление, им бы следовало побывать в Будапеште, а потом сравнить, как обстоит дело с культурой там, и у нас, в Ульяновске?

Я сказал Кристине, что во время Великой Отечественной войны мой отец получил медаль «За взятие Будапешта» и я её храню так же, как и другую его медаль – «За отвагу».

- Здорово! – сказала она на это. – Ваш отец герой.

А потом спросила:

- Вы тоже воевали в ту войну?

- Нет,- сказал я. – К сожалению, не воевал. Когда война началась, мне было три года.

- Война – это страшно.

Сказав это, Кристина помолчала, а потом добавила:

- И чего это люди воюют друг с другом. Вот и мальчишки наши… Всё время дерутся, жвачку, чипсы друг от друга отнимают. Разве так трудно им быть добрыми?

Долго обдумывал эти её слова:»Разве так трудно им быть добрыми?».

У меня появилась симпатия. Нет, не к Кристине – девочка уже давно мне симпатична. Симпатия – к её родителям, которые сумели дать своей дочери такие прочные нравственные основы. Да и во всём остальном девочка развитая. Кстати, Кристина пишет стихи…


promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1

Вести из цветника: «Спасём детей – спасёмся сами!»

Пользователь xan_13 сослался на вашу запись «Вести из цветника: «Спасём детей – спасёмся сами!»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вести из цветника: «Спасём детей – спасёмся сами!» [...]

  • 1