mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Блоха? Ха-ха-ха! Да не ха-ха ...

Как блох хранили, дрессировали и подковывали?

«– Мужчина, уберите собаку, а то по мне уже блохи ползают». «– Тузик, отойди, не видишь – у женщины блохи!» В старые времена этот анекдот приняли бы за чистую монету, потому что наличие у человека блох было делом привычным и никого не шокировало. Тут вспоминается и другой анекдот, когда бабушки на лавочке, не разобрав новомодных словечек, решили, что президент Медведев «блох в свитере завёл».

Блоха как символ любви

В XVII-XVIII веках мода была чрезвычайно изысканной, а вот с гигиеной дела обстояли плохо. Мылись люди редко (считалось вредным), зато на голове носили огромные парики, нередко смазанные бараньим жиром. В результате блох развелось так много, что обязательными модными аксессуарами стали палочки для чесания и т.н. «блохоловки». Обычно блохоловки представляли собой изготовленные из золота и слоновой кости коробочки и медальоны с маленьким отверстием, внутри которых лежала полоска, смазанная медом или клеем, на которую блоха попадала, как муха на клейкую ленту. Для отвлечения блох использовали и домашних животных (собачек и хорьков), или же «блошиный мех» – шкурки (или даже чучела), которые спустя время потеряли практическое значение и стали чисто эстетическими аксессуарами – горжетками и боа.

Блохи были так привычны, что даже модные оттенки цвета называли «блошиными». Порой тонкость в различении оттенков доходила до того, что выделяли цвет «блошиной головки», «блошиного брюшка», «блошиных лапок» и даже «блохи в период родильной горячки».

Более того – блоха была предметом... амурных игр и кокетства. Дамы нередко открывали кавалерам свои интимные прелести под предлогом показать место блошиного укуса. Кавалеры же ловили на себе блох и пересаживали на дам, чтобы их кровь смешалась. Или наоборот – ловили блоху на возлюбленной даме и хранили, как реликвию, в медальоне.


Блохоловка-нэцкэ в форме яйца
ru.wikipedia.org
Д. Донн:

«Узри в блохе, что мирно льнет к стене,
В сколь малом ты отказываешь мне.
Кровь поровну пила она из нас:
Твоя с моей в ней смешаны сейчас.
Но этого ведь мы не назовем
Грехом, потерей девственности, злом.
Блоха, от крови смешанной пьяна,
Пред вечным сном насытилась сполна;
Достигла больше нашего она.

Узри же в ней три жизни и почти
Ее вниманьем. Ибо в ней почти,
Нет, больше чем женаты ты и я.
И ложе нам, и храм блоха сия.
Нас связывают крепче алтаря
Живые стены цвета янтаря.
Щелчком ты можешь оборвать мой вздох.
Но не простит самоубийства Бог.
И святотатственно убийство трех.



«Антея». Мех как украшение и блохоловка
Пармиджанино
Ах, все же стал твой ноготь палачом,
В крови невинной обагренным. В чем
Вообще блоха повинною была?
В той капле, что случайно отпила?..
Но раз ты шепчешь, гордость затая,
Что, дескать, не ослабла мощь моя,
Не будь к моим претензиям глуха:
Ты меньше потеряешь от греха,
Чем выпила убитая блоха».

Г. Аполлинер:
«Блоха, возлюбленная, друг -
Все любят нас. Жестокий круг!
Вся наша кровь до капли – им!
Несчастен тот, кто так любим».


Блоха была и излюбленным предметом сатиры.

В. Гюго:
«Заманчиво положение блохи в гриве льва. Униженный лев чувствует, как его кусает это маленькое, ничтожное создание, а блоха может сказать: «Во мне течет львиная кровь».


И.В. Гете «Фауст»:

«Жил-был король когда-то,
Имел блоху-дружка;
Берёг блоху, как злато,
Лелеял, как сынка.
Вот шлёт король к портному, -
Портной пришёл сейчас.
«Сшей плащ дружку родному
Да брюки в самый раз».

И в шёлк и в бархат чудный
Блоха наряжена
И носит крест нагрудный,
На ленте ордена.


«Женщина, ищущая блох»
Джузеппе Мариа Креспи
Блоха министром стала.
Блестит на ней звезда!
Родня её попала
В большие господа.
Блоха, дав волю гневу,
Всех жалит с этих пор:
Вельмож, и королеву,
И фрейлин, и весь двор.
Никто не смей чесаться,
Хоть жалит всех наглец!
А мы – посмей кусаться,-
Прищёлкнем – и конец!»


Дрессированная блоха

Анекдот:
«– Каким образом он сделался дрессировщиком слонов?
– Сначала он дрессировал блох, но потом стал страдать близорукостью!»


Надо сказать, что блоха из знаменитой песенки Мефистофеля, одетая «в шёлк и бархат» – не такая уж выдумка. Начиная с XVI века приобретает популярность т.н. «блошиный цирк», где блохи вытворяли самые настоящие чудеса. Одни возили на золотых цепочках миниатюрные кареты. Другие – одетые, как кавалеры, размахивали на дуэли привязанными к лапкам шпагами. Третьи – жонглировали мячиками из сердцевины бузины. Четвертые стреляли из пушек. Пятые – скакали под музыку. Шестые – одетые в мундиры, маршировали строем.

После представления артистов, как и цирковых медведей, кормили, но, конечно, не сахаром. Искусные дрессировщики были чрезвычайно популярны. По этому поводу вспоминается забавная история, когда дрессировщик Обичини присутствовал на обеде у французского короля Луи-Филиппа и потерял свою блоху Лючию. Спустя время ее нашел у себя один герцог и отослал хозяину с запиской: «Сегодня она уже пообедала».

  Гравюра блохи из «Микрографии» Р. Гука (1665). Стоило изобрести микроскоп, как народ тут же начал с его помощью рассматривать блох, поэтому сам аппарат какое-то время называли «Flea glasser» - «Блошиное стекло»  
Сейчас блошиный цирк – редкость, хотя еще и остались люди, которые помнят секреты этого ремесла. Ясно, что в буквальном смысле слова блохи не дрессируются, а, скорее ставятся в такие условия, которые позволяют им проявлять врожденные качества в нужном дрессировщику направлении. Например, чтобы побудить блоху прыгать в определенном направлении или начать размахивать лапками, дрессировщик дышит теплым воздухом. Еще сложнее отучить блох прыгать и заставить ходить. Для этого блоху буквально сажают на привязь и ждут пока она устанет. Или специально выводят блох в миниатюрных пузырьках, чтобы пресечь тягу прыжков в зародыше. Всё это требует большого труда и времени. Поэтому обычно одну блоху можно обучить только одному трюку.

Блоха подкованная

У нас самой популярной литературной блохой безусловно является та самая блоха, которую подковал умелец Левша из одноименной повести Н. Лескова. Истоки образа подкованной можно встретить еще в сказке из сборника Афанасьева, где кузнец, обещая блохе подковы, выманивает ее и убивает молотом. Похожий сюжет можно встретить и у немцев (портной обещает блохе костюм и протыкает иглой), и у французов (парикмахер обещает блохе завивку и сжигает щипцами).

Сам же Лесков говорил, что отталкивался от народной прибаутки: «Англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Вот такая была реакция народа на безоговорочное преклонение перед Западом. В результате Левша Лескова блоху не только подковал, да еще и поставил на подковах тульское клеймо.
Однако гордость еще не раз сменялась презрением к отечественным талантам, породив немало анекдотов:

«Левша подковал блоху. Теперь она не только кусает, но ещё, сволочь, и цокает».
«Подковать блоху – совсем не бесполезная работа! Их потом магнитом ловить можно».
«Отныне высшим достижением российских нанотехнологий принято считать не подковать блоху, а её кастрировать...»
«Блоха, подкованная Левшой, являет собой яркий пример российских нанотехнологий: ничего не видно и никому не нужно».

Tags: европа, животные, интересно, история, культура, нравы и мораль, прошлое, россия, юмор и сатира
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments