mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

КОСТЫЛЕВ ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1913 - 1966)

СТРАНА - СССР
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1941 - 1945 гг
ЗВАНИЯ - ст. лейтенант - гвардии майор
НАГРАДЫ - ГСС
ЧАСТИ - 5 ИАП БФ; 3, 4 ГИАП БФ
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - 418
ПРОВЕЛ БОЕВ - 112
СБИЛ ВСЕГО – более 40 самолетов


01 костылев у ишака (470x351, 27Kb)

Георгий Костылев был любим своими сослуживцами, но вот командиры его опасались: характер Георгия не совсем соответствовал образу "сталинского сокола", создававшемуся советской пропагандой. Костылев был прекрасным пилотом и тактиком боя, но одновременно - и "сорви - головой", склонным к авантюрным действиям. Кроме того, этот прямой человек терпеть не мог вранья и фальши и всегда был готов наказать подлеца, даже если он являлся большим начальником...

02 Ла-5 Костылева в атаке (700x528, 103Kb)

Начало Великой Отечественной войны Георгий Костылев встретил пилотом 5-го ИАП КБФ, летавшего на самолетах И-16; в августе этот полк первым на Ленинградском фронте получил новейшие истребители ЛаГГ-3 (Костылев летал на ЛаГГе с номером "35"). Уже в первых боях под Ленинградом он показал себя способным истребителем, сразу выдвинувшись в число лучших пилотов этой части. Соратники же Георгия ценили его в первую очередь даже не за его таланты, а за то, что главной своей задачей в бою Костылев считал спасение попавшего в беду товарища, и всегда шел на выручку соратнику, не считаясь с уровнем опасности для самого себя.

03 Костылев Георгий (1914-1960 г.г.) (700x315, 82Kb)
Истребитель ЛаГГ-3 №35 Георгия Костылева. Зима 1941-1942 гг.

5-й ИАП активно участвовал в боях и счет побед Георгия рос очень быстро: так, например, 10 сентября Костылев сбил Ju-88 и повредил Bf-109, 11 сентября в паре с Игорем Каберовым он уничтожил "Каракатицу" - разведчик Не-126, 2 ноября - вновь в паре с Каберовым - финский разведчик СБ-2 (!). Это приносило Костылеву все большую популярность - пожалуй, в 1941-42 гг. он наряду с П. Бринько был самым знаменитым ленинградским летчиком, которого знали в лицо практически все жители героического города! За ним даже закрепилось прозвище - "Георгий Победоносец"... Такие успехи не могли пройти без наград, и в ноябре 1941 г Костылев получил орден Красного Знамени. В феврале 1942 г 5-й ИАП, на славу которого так много потрудился Костылев, получил гвардейское звание, стал 3-м ГИАП БФ, а сам Георгий, в августе 1942 г дослужившийся до капитана, 23 октября 1942 г приколол на свой мундир Звезду Героя Советского Союза за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника.

Правда, не обходилось без ошибок: так весной 1942 г Костылев в паре с Каберовым сбил над Териоками в лобовой атаке "Чайку" майора Бискупа, приняв его за финского разведчика! Однако Костылева и Каберова за эту ошибочную атаку не наказали - Бискуп остался жив, а в этом районе действительно часто встречались финские "Чайки"...

04 Костылев в бою (700x417, 38Kb)
ЛаГГ-3 Георгия Костылева в бою

В мае 1942 г 3-й ГИАП, потерявший в боях большую часть своей матчасти, был пересажен на британские "Харрикейны". В августе летчики полка провели свой первый бой на "Харрикейнах" против самого опасного противника – истребителей Мессершмитт-109 (до этого морские летчики дрались или с бомбардировщиками, или с устаревшими финскими истребителями). После этой успешной схватки, в которой немцы потеряли 4 истребителя, Костылев написал на борту своей машины лозунг "За Русь!". Однако Георгий не забывал и о своем заслуженном ЛаГГе, летая то на «Харрикейне», то на ЛаГГ-3, а иногда – и на Як-1.

Георгий одинаково хорошо сражался как на отечественном ЛаГГе, так и на импортном «Харрикейне». Однако в феврале 1943 г популярный ас лишился своих крыльев: его разжаловали в рядовые, лишили всех наград и отправили в штрафбат. Наказание последовало за то, что Георгий избил старшего по званию – майора службы снабжения, «жировавшего» в голодном Ленинграде (драка произошла, естественно, «по пьяному делу»). Дело обстояло так: 27 февраля 1943 г капитана Костылева вызвали в штаб авиации флота. Закончив дела, Георгий решил навестить жившего в Ленинграде родственника, но оказалось, что тот эвакуировался. То, что Георгий увидел на улицах родного города, потрясло его: люди умирали от голода и холода прямо у подъездов своих домов и на льду Невы, куда шли за водой... Однако не меньше его потрясло то что, несмотря на такое положение, в городе работал театр! Костылев не удержался от соблазна посмотреть спектакль и здесь встретил знакомого майора-снабженца. Тот уговорил знаменитого аса зайти к нему в гости выпить "сто грамм". Когда Костылев увидел, что снабженец выставляет на стол, его охватило возмущение - за стенкой умирают от голода люди, а здесь - колбаса, сыр, масло, шоколад, 2 бутылки водки... Георгий хотел уйти, но майор удержал его. После выпивки захмелевший снабженец начал "качать права", и не сдержавшийся Георгий высказал ему все, что думает по поводу такого изобилия продуктов у одного человека в городе, вымирающем от голода. Началась драка; снабженец попытался применить пистолет, и тогда разъяренный Георгий избил майора, а потом в азарте пошел крушить его квартиру, напичканную хрусталем и зеркалами... Через три дня Костылев был снят с должности и отдан под суд за избиение старшего по званию. Приговор трибунала был суров - лишить Костылева звания и всех наград и отправить его на полгода в штрафбат морской пехоты.

В штрафбате Георгий был определен в разведвзвод. Месяц он ползал в тыл к немцам, взял несколько "языков". А затем командир разведвзвода написал ходатайство о зачтении краснофлотцу Костылеву за подвиги в тылу врага полного срока пребывания в штрафбате. И отправил его в распоряжение штаба авиации флота - младший лейтенант рассудил более здраво, чем судьи с большими звездами на погонах: такой летчик должен летать и сбивать врага, а не ползать по болотам в ожидании неизбежной смерти...

По прибытии в штаб авиации многострадальный ас получил новую душевную травму - никто из командиров истребительных частей Балтфлота, раньше наперебой пытавшихся заполучить лучшего летчика морской авиации к себе, теперь не соглашался принять штрафного пилота в свой полк... Неизвестно, чем бы вся эта история закончилась, если бы о судьбе Георгия не узнал командир 4-го ГИАП майор Василий Голубев, слывший среди начальства ненамного меньшим "штрафником", чем Костылев. Что примечательно и характеризует Голубева: асы встретились на… гауптвахте, куда майора Голубева посадили за то, что он обматерил хамившего ему генерала!

Голубев сразу же назначил Георгия ведущим пары в своем звене и много сил приложил к тому, чтобы Костылев новыми победами снял с себя пятно "штрафника". Благодаря Василию, Георгий летал часто, многократно вступал в бой и его счет вновь стал быстро пополняться сбитыми вражескими самолетами. Костылев не оставался в долгу - лучшего прикрытия Голубев не смог бы найти: стоило ситуации сложиться так, что командиру 4-го ГИАП начинала угрожать опасность, как Георгий бросал свою жертву и надежно защищал спину друга. Уже 27 апреля - всего через неделю после прибытия Георгия в полк - краснофлотец Костылев был назначен командиром звена и стал водить в бой лейтенантов... Голубев же буквально бомбардировал начальство ходатайствами о возвращении Костылеву звания и наград. В первых числах сентября 1943 г долгожданный приказ о восстановлении звания Костылева наконец-то пришел, и Василий сразу же назначил Георгия командиром 1-й эскадрильи. А буквально через несколько дней 4-му ГИАП пришлось выполнять сложнейшее задание по штурмовке аэродрома Городец, находившегося за пределами дальности полета самолетов полка! Летчики, отправлявшиеся в этот рейд, брали с собой в кабины автоматы и гранаты, чтобы по выработке горючего совершать вынужденные посадки в тылу врага и уходить к партизанам... Несмотря на тяжесть задачи, Голубев и Костылев нашли ее решение - опытным путем они рассчитали скорость, на которой у Ла-5 появляется шанс "дотянуть" до Городца и обратно. Атаку по аэродрому проводила эскадрилья Костылева, Голубев в это время отвлекал на себя всю истребительную авиацию немцев и финнов в данном районе... Операция заняла 1 час 37 минут, все самолеты долетели до базы, хотя на пяти истребителях двигатели остановились в момент посадки, а остальные сели, имея в баках по 3-5 литра горючего!

05 Ла-5 Костылева ГСС 4 ГИАП КБФ (700x223, 52Kb)
Истребитель Ла-5 Георгия Костылева. 1943-1944 гг.

Прошло всего 2 месяца после этой операции, и в октябре 1943 г из Москвы пришло требование командующего морской авиацией отправить только что получившего звание майора Г.Д. Костылева в столицу для занятия должности главного инспектора истребительной авиации; Голубеву, уже видевшему в мечтах Костылева своим заместителем, пришлось скрепя сердце выполнить приказ. Так Георгий занял должность, дававшую большие права - в его обязанности входила проверка боеготовности истребительных частей, и он мог снять с занимаемого поста любого командира, не отвечающего предъявляемым к истребителям требованиям. Одним из первых дел новоиспеченного главного инспектора стала проверка... 4-го ГИАП БФ, которым занялась большая московская комиссия! Пользуясь присутствием в "своем" полку Георгий "напоследок" еще пару раз слетал со своими друзьями на боевое задание.

Майор Костылев оставался главным инспектором истребительной авиации до самого конца войны; но он пользовался любым случаем, чтобы при проверке полков вновь совершить боевой вылет. Однако, так как ходить в боевые вылеты ему не полагалось по должности, Георгий маскировал свои "вылазки" - не вел счета полетов, а одержанные победы записывал не себе, а на счет проверяемого полка или его командира. Костылев вообще отличался достаточно необычным среди асов отношением к личному счету - ему совершенно не важно было, сколько побед записано в его формуляре. Уничтожение противника для Георгия было значительным как сам акт ликвидации опасного врага, а сколько он их сбил - уже не имело для Костылева существенного значения... Именно поэтому мы уже никогда не сможем точно назвать истинный счет побед этого выдающегося аса. Попробуй-ка сосчитать его победы, если известно, что Георгий иногда использовал их как разменную монету: например, еще в бытность свою в 4-м ГИАП Костылев как-то записал 4 одержанные им воздушные победы другому летчику в обмен на новые американские войсковые ботинки!

06 Костылев Георгий ГСС (491x363, 37Kb)
Победный счет «Георгия Победоносца»

Всего за время войны Г.Д. Костылев совершил 418 боевых вылетов и провел 112 воздушных боев, в которых сбил более 40 вражеских самолетов. Некоторые источники уточняют его счет - 11 личных и 35 групповых; однако эта цифра не является полностью точной - к ней нужно добавить, по крайней мере, еще 4 уже упоминавшихся победы, "проданные" другому летчику. По воспоминаниям сослуживцев «Георгий Победоносец» одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые - "ради поднятия духа и престижа его ведомых"... Очень необычным для личного счета аса-истребителя является и наличие в нем нескольких взятых в плен "языков", которых Костылев приволок из немецкого тыла в бытность свою разведчиком штрафбата...

После войны Георгий Костылев не сделал большой карьеры - его натура не соответствовала характерному для карьеристов раболепию; недоброжелатели стали поминать Костылеву его пребывание в штрафбате, а "Георгий Победоносец" отвечал своим противникам соответствующим образом... В результате прославленный ас ушел из инспекции и вернулся в Ленинград, где и жил до самой своей смерти в 1966 году. Его имя было "забыто" людьми, которым Костылев был неудобен - в основном это были большие начальники. Однако "Георгия Победоносца" помнили и любили его друзья и соратники, описавшие этого необычного летчика и человека в своих мемуарах, на основе которых и составлена данная статья.

07 Костылева Ла-5 над Ленинградом (700x276, 41Kb)
«Георгий Победоносец» на страже родного города – Ленинграда

08 могила георгия костылева (266x400, 46Kb)
Могила знаменитого аса – и сегодня в цветах
Tags: авиация, биографии и личности, вов и вмв, героизм и подвиги, жизнь и люди, история, память, ссср
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Марка : "Советские станции на Венере"

    1969, ноябрь-декабрь. Серия марок: " Освоение космоса Советские спутники и их орбиты Рисунок художника Е.Анискина. В серии 3 марки: Номинал 4…

  • Фото - открытка, 1965 год

    Фото-открытка " С Днем 8 марта!" Открытое письмо, 1965 год Комбинат изопродукции №1, РПП 9. тираж 200 тысяч., 20.12.1965 год., цена 8 копеек…

  • Из фото-открыток

    Музыкальный вокзал в Павловске, 1890 год. Конечная станция первой железной дороги Российской империи: Царскосельской железной дороги. Здание…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments