mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Калевала. Преданья старины карело-финской

Карело-финский поэтический этнос
Легенды северных народов


Сначала я расскажу вам небольшую предысторию. Лет 20 назад, когда я была еще небольшой, а точнее наоборот, совсем даже маленькой, мы с мамой ездили-летали к моей сибирской бабушке в город Карасук. В нем можно очутиться, сойдя с поезда где-то между Омском и Новосибирском.
Бабушка у меня учительница, и потому у нее дома много литературы для детей, которую мне мама читала вслух. Из всего прочего репертуара мне запомнились странные сказания под названием «Калевала». Книжка была с картинками, местами даже жутковатыми, поэтому, сами понимаете, я все это сразу вспомнила, увидев случайно в интернетах вот эту иллюстрацию, ту самую, которую я боялась особенно:

Калевала. Преданья старины карело-финской

Сами понимаете, в голове моей отложилось, что «Калевала» - это легенды народов Сибири, но на самом деле оказалось, что карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун (песен). А в Финляндии я была не далече как в минувшие выходные (скоро фотки покажу), поэтому, сами понимаете, еще находясь под впечатлением от увиденного в путешествии, я покамест расскажу вам о «Калевале» и покажу разные иллюстрации.

Калевала. Преданья старины карело-финской
2.

В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни, произвёл определённый отбор вариантов этих песен, сгладил некоторые неровности. Обработка была произведена Лённротом дважды: в 1835 году вышло первое издание «Калевалы», в 1849 году — второе.

Калевала. Преданья старины карело-финской
3. Памятник Элиасу Лённроту в Хельсинки

Название «Калевала», данное поэме Лённротом, — это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами.

Калевала. Преданья старины карело-финской
4.

Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен (рун) послужили Лённроту отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян самим Лённротом и предшествовавшими ему собирателями. Лучше всего помнили старинные руны (песни) в российской Карелии, в Архангельской (приход Вуоккиниеми — Вокнаволок) и Олонецкой губерниях — в Реполе (Реболы) и Химоле (Гимолы), а также в некоторых местах финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера, до Ингрии.

Калевала. Преданья старины карело-финской
5.

В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни (как, например, в «Илиаде» или «Одиссее»). Содержание её чрезвычайно разнообразно. Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена.

Калевала. Преданья старины карело-финской
6.

Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо (руны I—XI).

Калевала. Преданья старины карело-финской
7.

Следующие руны (XI—XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI—XXV).

Калевала. Преданья старины карело-финской
8.

Дальнейшие руны (XXVI—XXXI) снова заняты похождениями Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI—XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.

Калевала. Преданья старины карело-финской
9.

Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх финских героев — добывании сокровища Сампо из Похьёлы, об изготовлении Вяйнямёйненом кантеле, игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьёлы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI—XLIX).

Калевала. Преданья старины карело-финской
10.

Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом финского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке из Финляндии, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.

Калевала. Преданья старины карело-финской
11.

Трудно указать общую нить, которая связывала бы разнообразные эпизоды Калевалы в одно художественное целое. Помимо этнографического, Калевала представляет и высокий художественный интерес. К достоинствам её относятся: простота и яркость изображений, глубокое и живое чувство природы, высокие лирические порывы, особенно в изображении людской скорби (например тоски матери по сыну, детей по родителям), здоровый юмор, пронизывающий некоторые эпизоды, удачная характеристика действующих лиц.

Калевала. Преданья старины карело-финской
12.

«День народного эпоса Калевалы» — национальный праздник, отмечается 28 февраля. Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.

Калевала. Преданья старины карело-финской
13.

Калевала. Преданья старины карело-финской
14.

Калевала. Преданья старины карело-финской
15.

Калевала. Преданья старины карело-финской
16.

Многие художники были вдохновлены карело-финским эпосом. Одним из наиболее заметных среди них был Аксели Галлен-Каллела, создавший цикл картин, иллюстрирующих сцены из Калевалы. В публикации представлена лишь малая часть работ множества авторов, которые можно отыскать в сети, а сейчас мы посмотрим иллюстрации именно из той самой детской книги советских времен, которая так мне запомнилась, их автор - Николай Кочергин:

Калевала. Преданья старины карело-финской
17.

Калевала. Преданья старины карело-финской
18.

Калевала. Преданья старины карело-финской
19.

Калевала. Преданья старины карело-финской
20.

Калевала. Преданья старины карело-финской
21.

Калевала. Преданья старины карело-финской
22.

Калевала. Преданья старины карело-финской
23.

Калевала. Преданья старины карело-финской
24.

Калевала. Преданья старины карело-финской
25.

Калевала. Преданья старины карело-финской
26.

Калевала. Преданья старины карело-финской
27.

Калевала. Преданья старины карело-финской
28.

Калевала. Преданья старины карело-финской
29.

Калевала. Преданья старины карело-финской
30.

Калевала. Преданья старины карело-финской
31.

Калевала. Преданья старины карело-финской
32.

Калевала. Преданья старины карело-финской
33.

Калевала. Преданья старины карело-финской
34.
Нут настал поста конец, а кто слушал - молодец!
Tags: культура, литература, народ и элиты, народы, север, творчество и промыслы, традиции, фольклор
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments