mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

На скольких островах стоит Петербург?

Сколько в Санкт-Петербурге: Островов || Мостов || Мостовых

Все знают, что Петербург стоит на реке Неве – в том месте, где она впадает в Финский залив. Многие знают, что Васильевский, Каменный и Крестовский – острова.


Но часто люди не задумываются над тем, что Петроградская сторона – такой же остров, или что весь центр города, тот, что к югу от Невы (Центральный район), – тоже множество островов. Петербург стоит «на реках и каналах». Сколько же тут островов? ©
Когда-то я прочитал: «Ленинград – город тысячи островов». Понятно, тут было чисто журналистское преувеличение – уж больно круглой выглядит названная цифра. Потом в какой-то публицистике о Ленинграде я прочитал, что островов видимо-невидимо, подсчитать их слишком сложно, но – где-то около трехсот.

Потом из атласа (все еще) Ленинграда я узнал, что количество островов, входящих в состав города, меняется в зависимости от хозяйственной деятельности людей, и что с середины XIX века до середины 70-х годов XX века их количество уменьшилось со 147 (101 – разные источники дают разные цифры) до 46 (или даже до 42).

Царь Петр строил свою новую столицу на весьма заболоченной местности и видел в новом городе будущую северную Венецию. Сам Петр в Венеции не бывал (собирался, но не вышло) и был влюблен в этот город заочно, по рассказам очевидцев. А бывал он в Голландии, тоже стране каналов и, наверное, свои впечатления от Голландии перенес на воображаемую Венецию – и на будущий Санкт-Питербурх.

Так что каналы по его приказу копали не только для дренажа и осушения почвы, но и для антуража будущего города на воде, где к домам можно будет запросто подъехать на лодке, а к верфи или мануфактуре на барже подвезти материалы и отвезти произведенный товар.

По приказу Петра на Васильевском острове были вырыты каналы (на месте нынешних первых линий), были вырыты судоходные каналы к югу от Невы. С точки зрения современной логистики, можно говорить о некоем «бзике» царя Петра, но перевозка материалов по каналам и впрямь была и быстрее, и намного дешевле, чем перевозка гужевым транспортом.

После смерти царя-реформатора каналы, выкопанные по его приказу, начали потихоньку засыпать. Так, каналы Васильевского острова были закопаны еще в XVIII веке. Лиговский канал, прорытый в 1718–1721 годах и для водоснабжения города, и как транспортная артерия – был засыпан кусок за куском в XIX и XX веках.


И в XVIII, и в XIX, и в XX веке люди продолжали засыпать на территориях Петербурга и болотца, и озера, и речушки – и многие ранее вырытые каналы. В конце концов с нашими-то зимними морозами – и не вышла бы из Питера Венеция...

И все-таки каналы Петербурга много и тяжело работали! По Фонтанке, Екатерининскому каналу (ныне каналу Грибоедова), Мойке, Обводному каналу бегали пассажирские и прогулочные лодки, ходили суда, перевозившие грузы, ввозившие материалы для фабрик и вывозившие их продукцию. Даже до сих пор по Обводному каналу, возле Александро-Невской лавры перегоняют по воде плоты бревен для деревообрабатывающей фабрики.

А уж как работала и работает Нева! На пристанях на Неве и вблизи реки на каналах производилась перевалка товаров с бортов легких речных судов на склады, а со складов – на суда «река–море» для экспорта в Европу. Да и нынче во время навигации много пароходов собирается у «крайних» мостов через Неву, чтобы пройти, когда их глубокой ночью разведут.

В наше время реки и каналы отданы на откуп туристическим маршрутам. Возле каждого моста на Невском стоят и ходят зазывалы с мегафонами и плакатиками с информацией об экскурсиях. На Мойке, Фонтанке – не протолкнуться от пароходиков с прозрачными крышами и огромными окнами по обоим бортам. С утра до вечера один за другим ходят они по стандартным маршрутам. Но если в советские времена все теплоходики были старыми однотипными, то теперь экскурсантов возят еще и катера, и как-то переделанные бывшие «легкие речные грузовички», в общем – «велико есмь разнообразие ходящих по рекам и каналам Питера калош».

В двадцатом веке с изобретением двигателей внутреннего сгорания и упрощением логистики, которая теперь оторвана от конной тяги, значение каналов города резко упало. За десятилетия, прошедшие почти без эксплуатации, они заилились, стали несудоходными.


Но с начала нынешнего века на их берегах и в акватории закипела работа – начался ремонт набережных, очистка и углубление каналов. Похоже, эту работу стоит планировать на десятилетия, уж больно много мусора и ила накопилось на дне. Восстанавливаются поврежденные временем набережные Фонтанки и канала Грибоедова.

Всю навигацию по рекам и каналам медленно и внушительно проплывают один за одним теплоходики. На набережной слышен голос экскурсовода из динамиков: «Справа от нас дом, построенный в...», «Обратите внимание на ...» Особенно забавные комментарии слышны, когда водные экскурсии проплывают мимо общежитий вузов. Сам слышал нечто типа: «...А теперь тут размещается студенческое общежитие, обратите внимание на голые пятки в окне третьего этажа. Скоро сессия...»
Игорь Вадимов
Tags: архитектура и дизайн, города и сёла, дороги и транспорт, интересно, история, климат, музеи и выставки, памятники и достопримечательности, природа, реки и водоёмы, санкт-петербург, современность, статистика
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments