mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Мостовые Петербурга. В России две беды?

Сколько в Санкт-Петербурге: Островов || Мостов || Мостовых

Все гости Руси – от самых доисторических – отмечали и «качество» наших дорог, и грязь на улицах тогдашних городов.

Нельзя сказать, что с этим не пытались бороться – в Новгороде, например, большинство улиц мостили жердями и тесаными плахами.



До сих пор археологи копаются в щелях этих древних мостовых, разыскивая некогда закатившиеся туда монетки и всякую другую мелочь. У мостовых Питера – совсем другая история. ©
Планируя строительство Петербурга, своей будущей столицы, царь Петр мечтал построить город европейский, совсем не похожий на старую Москву. Однако среди болот Санкт-Питербурха камни так просто не валялись, и первоначально его улицы представляли собой просто просеки с канавами для отвода воды.

Царь-реформатор легко нашел решение проблемы отсутствия камня на месте строительства города. В 1710 году на жителей города был возложен «каменный налог» – каждый должен был доставить для общественных нужд 100 камней.

Однако этого оказалось недостаточно, и 24 октября 1714 года был принят указ о привозе камней в новую столицу, по которому каждый прибывающий воз должен был привезти по 3 камня (весом не менее 5 фунтов), а каждый проплывающий корабль – в зависимости от размера судна – от 10 до 30 камней весом не менее 10 фунтов. А за ослушание и «недобор» с каждого «недобранного» камня брали по 1 гривеннику. Указ о привозе камня был, видимо, весьма полезен, так как отменили его только в 1776 году.

А чуть раньше, в сентябре того же 1714, был издан еще один указ – о том, что хозяева домов должны сами замостить тротуары возле своих домов: «Против своего дому подле строения и заборов зделать к осени нынешнего года каменные мосты из дикого камня шириною в два аршина, а в длину во весь двор».

Таким образом на всю длину тогдашних улиц они, улицы, должны были обрести полутораметровые тротуары с обеих сторон. Весьма и весьма удобный указ, не правда ли? Казенные заведения обзаводились тротуарами за казенный счет. К концу XVIII века большая часть центральных улиц Петербурга была замощена, а вот на окраинах остались грунтовые дороги.

В 1826 поверх булыжной мостовой (долговечной, но шумной и тряской) пробовали уложить каменные или деревянные настилы-колёсопроводы для экипажей, но опыты были неудачными. Самую удобную, но дорогостоящую (требующую постоянной починки) мостовую – из деревянных шашек-торцов, лежавших на деревянном, а с начала XX века на бетонном основании, – предложил в 1825 изобретатель В. П. Гурьев. В начале 1830-х годов торцами были выстланы 20–30 главных улиц и площадей (первым вымостили Невский проспект), остальные имели булыжное покрытие.

В 1839 году город «чуть» не стал пионером в деле развития современных дорожных покрытий в Европе – здесь впервые попробовали соорудить асфальтовые мостовые, но из-за неумения производить хороший асфальт от него надолго отказались.

Торцовые мостовые почти всем были хороши. Недорогие в изготовлении, очень удобные в эксплуатации (дерево скрадывало звук, издаваемый экипажами при движении), они использовались очень долго и успешно. Но в 1924 году, когда город был залит сильнейшим наводнением, ...по волнам поплыли и те мостовые.

После этого наводнения (хотя, возможно, вовсе не «из-за» него) торец был изгнан с улиц города и заменен диабазной плиткой. А уже в 30-е годы (если точнее – после 1932-го) основным дорожным покрытием все-таки стал асфальт. И, как говорилось в анекдоте, «и пошло, и пошло...»


Нынешнее состояние дорог жителям города вполне хорошо известно. Где-то густо, где-то пусто. Одни «лежачие полицейские» чего стоят...

Из недавних дорожностроительных изысков следует отметить мощение тротуаров и пешеходных зон в центре Петербурга бетонной плиткой.

А из довольно давней истории стоит вспомнить про чугунные мостовые Кронштадта. Не знаю, насколько правдивы слова экскурсовода, но в Кронштадте «при царизЬме» мостили дороги не камнем, не деревом, но чугунными цилиндрическими плашками. За все время от начала эксплуатации (лет 100, а может быть – и все 200) плашки сточились всего на пару сантиметров, а это означает, что их ресурс позволит им выдержать еще от 500 до 1000 лет эксплуатации без ремонта.

Правда, нынешний Кронштадт замощен в основном асфальтом. В войну возможность доставлять на остров-крепость металл была сильно ограничена, и большую часть мостовых тогда разобрали «на нужды обороны». Хорошо, что хоть около километра сохранили для потомков.
Игорь Вадимов
Tags: архитектура и дизайн, города и сёла, дороги и транспорт, интересно, история, культура, музеи и выставки, памятники и достопримечательности, санкт-петербург, современность
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments