mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Портреты России: Михаил, начальник поезда


«Портреты России» — проект PublicPost public_post — это взгляд на страну глазами ее жителей.

Сегодня мы живем в аквариуме — видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня — в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее — у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран — и все-таки это именно одна страна и одно общество.

Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей — столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.

Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России — это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней — это и есть та самая Россия.

Михаил, начальник поезда

Михаил Земсков — жизнерадостный 30-летний житель Нижнего Новгорода. Он учился на филолога, а в итоге стал начальником поезда. Михаил рассказывает, сколько стоит минута простоя поезда для сорвавшего стоп-кран, кто и сколько платит за украденные подстаканники, что бывает с пьяными пассажирами и почему страна не похожа на то, что показывают по ТВ.


О том, как стать начальником поезда

В студенческие годы подрабатывал, зарплата была очень маленькая, получал тысячу двести, работая на трех ставках. Работал в санатории — электриком, плотником, столяром. Учился при этом в университете имени Лобачевского, на факультете филологии. Всюду хотел успеть, участвовал в студенческих активах. Однажды увидел объявление — студотряд набирает проводников. Записался на курсы — и сразу понял, что хочу стать начальником поезда. Это было в 2004 году. Работал и учился. Получил диплом филолога, а стал начальником поезда. Я разносторонняя личность.

Первый год работал на поезде "Нижний Новгород — Санкт-Петербург", потом в Адлер ездил. Закончил университет и решил попробовать себя в своей специальности — пошел в частный колледж преподавать, но там тоже были зарплаты низкие, а я считаю, что мужчина не может мало получать. И вернулся на железную дорогу — в проводники.

О проводниках

Вот люди думают: что такое проводник? Подумаешь, собрал билеты, разнес чай, постельное белье, и все. На самом деле, чтоб стать проводником, нужно учиться три месяца: изучить техническую часть, оборудование, а потом контролировать его работу, нужно знать основы медпомощи.

Проводники отчитываются мне о состоянии вагонов, у меня сейчас мало вагонов — 9, а было 17. Как машины проходят техосмотр, так и вагоны, а я за это отвечаю. В пути тоже надо все контролировать, в том числе торговлю в поезде. Они, эти продавцы, придумали — билеты покупают, а потом продают всякое. А мы не имеем права их выгонять, мы же не полиция.

Не знаю, как у других, а на нашем направлении есть пассажиры, которые покупают билеты, чтобы попасть в смену конкретных проводников в нашей команде. Привыкают. Бывает, конечно, что люди жалобы пишут, ругаются, конфликты тоже случаются. Куда же без этого.

Про алкоголь и хулиганов

Полицейских в поездах обычно нет. Только в проблемных — где едет вахта в Воркуту, в Усинск. А спокойные поезда ездят без полицейского сопровождения. Летом у нас было неспокойно: мы возили болельщиков — ЦСКА, "Динамо", "Спартак". Они превращают вагоны в хлам: разбивают, ломают, режут, стекла бьют. Никакой управы на них нет.

Пассажиры иногда выпивают, конечно. Алкоголь никого умнее не делает. Как-то у нас ехали боксеры от 6 до 14 лет. И рядом ехали с вахты работяги, которые очень сильно выпивали. Один из них перепил, достал свое добро и давай опорожняться на ребенка. Тут тренер боксеров разозлился и сцепился с этим дяденькой. Ночью ехали в тайге — пассажира не высадишь, он ведь замерзнет и заблудится. Из-за этого хулигана поезд задержали. Если поезд стоит по вине пассажира, его заставляют за это платить. В 2008 году 1 минута задержки поезда стоила 10 тысяч рублей.

Еще был случай — девушка по пьяной лавочке уронила телефон. Хотела достать и нажала стоп-кран. Снова поезд задержался. Говорю же — алкоголь до добра не доводит. Я вообще не пью.

Про туалеты

У нас же стараются сделать так, как на Западе бывает в сфере обслуживания. Но это не так-то просто, потому что русские люди ведут себя по-особенному. Например, у нас поставили биотуалеты, которыми можно пользоваться даже во время остановки поезда. На южных направлениях, например, очень много санитарных зон. Но нашим людям не объяснишь, что бумажки и мусор всякий в такой туалет бросать нельзя, потому что он ломается. А люди потом начинают ругаться, что туалетов нет.

Про синдром стюардессы

Бывает такой синдром стюардессы, когда весь день улыбаешься всем подряд, а потом приходишь домой и смотришь в одну точку, потому что улыбаться уже сил нет. В дороге же люди разные бывают, которые едут с разным настроением: романтическим, например, или по делам, или печальный повод какой-то. А всем пассажирам надо улыбаться, как на Западе — у нас же такая новая манера в сфере обслуживания. Это очень сложно, потому что на близких уже улыбок не остается.

Про лотерею и подстаканники

У нас в РЖД есть лотерея, джекпот — 1,5 млн рублей. Был случай: молодой человек должен был ехать к девушке в Питер, но девушка приехала к нему сама. Слава Богу, он билет не сдал. Ему лотерейку приклеили к билету в кассе. Спустя месяц он узнал, что выиграл эти полтора миллиона. Вот повезло: и девушка приехала, и деньги выиграл. Везунчик.

У нас не только лотерея есть, но и сувениры разные, те же подстаканники. Подстаканники воруют часто. Если пассажир украл подстаканник, то с проводника — 200 рублей. А проводник получает 10-15 тысяч. Вот такая арифметика. Если что, в сувенирке стоит этот подстаканник 800 рублей.

О том, что забывают в поездах

Часто люди что-нибудь оставляют: паспорта, телефоны, деньги. Еще бывает, у нас тут теряют сумки, шляпки и дорогое нижнее белье. Смешно, да. Всякое бывает. А потом прибегают — мы, конечно, все отдаем.

Про иностранцев и БАМ

Мое любимое направление — дорога БАМа, стройка века в советское время. Очень интересно с людьми было пообщаться. В Северо-Байкальск очень много иностранцев ездило, немцев, австрияков, французов особенно. Они туда волонтерами ездили, это же дикая, нехоженая местность. Если на Северо-Байкальск посмотреть сверху — он словно в чаше: вокруг горы, а внутри озеро. Гостиничный бизнес там не развит, люди с палатками приезжают. Едешь по БАМу и видишь — там до сих пор землянки стоят на склоне горы. А на этих сараюшках — спутниковые тарелки привинчены, а в окошках — занавески. Пассажиры-иностранцы мне говорят: "Как вы хорошо, русские, живете — у вас даже в сараях занавески есть!" Я не стал его расстраивать, конечно. Хотя землянки те — не простые. Заходишь в эту землянку, а там евроремонт внутри.

Откуда я это знаю? У нас там стоянка поезда была двое суток. Все можно успеть: и погулять, и в Байкале искупаться, и в горы слазить, и на лыжах покататься.

Про нищую страну

Я езжу по стране, и кажется, что нормально живут только крупные города: Москва, Питер, Екатеринбург. Ощущение, что страна такая нищая... Смотришь на этих бабушек на станциях, которые с корзиночками бегают, продают пучок лука. Эти бабушки рассказывают, что у них на 10-15 тысяч населения — 2 тысячи рабочих мест. И куда деваться? Приходится выкручиваться. Или, бывает, зарплату выдают просроченными йогуртами. Что ж людям делать? За квартиру йогуртами платить? Обидно за страну.

Смотришь по телевизору — кажется, что все не так плохо. А это же неправда. Поэтому я перестал телевизор смотреть.

Когда были выборы, я ездил в направлении Воркуты. По телевизору сообщили, что там победила "Единая Россия", а мне рассказывали люди, что никто там не голосовал за "Единую Россию". Там хотят вернуть советскую власть и голосуют за Зюганова. Я не буду говорить, за кого голосовал, но не за Путина.

Про семью и судьбу

Когда я попал на железную дорогу, я сам себе говорил, что никогда не женюсь на железнодорожнице, но жизнь меня наказала. У нас было все как в кино. В 2009 году пошел учиться на поездного механика, чтоб повысить квалификацию. Проходил стажировку и 27 декабря я познакомился с девушкой — она была официанткой вагона-ресторана. Приехали домой, в Нижний Новгород, 31 декабря. Я ей сказал: переезжай ко мне. Новогодние праздники мы провели вместе, потом поехали в Челябинск к ее бабушке — свататься. Поженились. Вот моя семья: жена и маленькая дочка, год и восемь.

Про самолеты и машины

Свободное время провожу с семьей. Пока дочка маленькая, путешествовать не получается. Я очень люблю дорогу, но сам никогда не летал на самолете. Очень люблю руль, особенно летом. Раньше бывало, если рейс выдавался тяжелый, я возвращался домой, заливал полный бак бензина и ехал куда глаза глядят.
Текст: Александра Суперека
Фото: Ацамаз Дзиваев/PublicPost
Tags: ж/д, жизнь и люди, интервью и репортаж, мнения и аналитика, мужчины, нравы и мораль, общество и население, поволжье, регионы, родина и патриотизм, современность
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments