МАКАРЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ (makalval) wrote in yarodom,
МАКАРЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
makalval
yarodom

Category:

От планеристки до командира

P1etchik


Жительница Чебоксар Галина Ивановна Борисова – уникальный человек в истории авиации Чувашии. Она первая в республике доказала сильному полу, что женщины ни в чем не уступают им в летно-техническом плане. Даже сегодня ее взлет в карьере летчика – от планеристки до командира экипажа большегрузного АН-24 – считается просто фантастическим.

- В начале 60-х годов никому и в голову не приходило, что женщина может управлять самолетом, – рассказала Галина Ивановна. – Один лишь намек вызывал истерический смех. Я на себе это испытала, когда три года подряд безуспешно поступала в чебоксарский аэроклуб. Сначала забраковали по зобу, потом по росту, а в завершение невропатолог усомнился в моей нервной системе. Несмотря на это, железно решила: “Прорвусь в небо назло всем!”.
Решила схитрить и поступить для начала на планерное отделение, а затем перебраться на летное. Не тут-то было – всех 15 девушек из группы вновь отсеял невропатолог. Причина была следующей: мужики обладают железными нервами, а женщины могут в небе не совладать с нервишками и… Короче, могут угробить и себя, и технику.
Эти неудачи не сломили Галину, она вновь отправилась поступать на планерное отделение и… надо же – прошла! К тому же первой из группы, где кроме нее было 19 мужиков, поднялась в небо. Затем, как и задумала, перевелась на летное отделение, а после обучения наступил долгожданный момент – первый самостоятельный вылет, который для каждого летчика – словно первая любовь, не забывается никогда…
- Никакой боязни перед вылетом. Села в ЯК-18, запустила двигатель, взлетела, сделала круг над аэродромом, а не по себе стало, когда посмотрела в зеркало заднего обзора – там вместо инструктора лишь пустое кресло. Но все же взяла себя в руки и посадила “борт” как надо. Вышла из самолета с таким видом, будто всю жизнь только этим и занималась…
А у летчиков насчет первого вылета есть своя традиция: дать новичку пендаль по заднице – чтобы не зазнавался от первого успеха. Вижу, бежит ко мне начлет, думаю, щ-щас ка-ак пнет, а он обнял, поцеловал и сунул мне в руки рюкзак: “Бегом в магазин на Южный поселок, возьмешь 10 бутылок водки и кое-какой закуси на свое усмотрение. Сама понимаешь, случай исключительный – женщина впервые с нашего аэродрома взлетела. Надо это дело отметить. Бегом!!!”
Ну, я и полетела на своих двоих, взяла все как велели, а видок у меня тогда был еще тот. Представьте: бежит маленькая девушка в летном комбинезоне с огромным рюкзаком, набитым водкой, и вся просто светится от счастья…

Первый самостоятельный женский вылет на чебоксарском аэродроме мужики отмечали всю ночь!
Вот когда я стала командиром экипажа сначала АН-2, а потом пассажирского АН-24, мужикам подобные вольности по отношению к себе не разрешала. Спуску им не давала, держала в кулаке.
Штурвал перестала им доверять после одного случая. В начале 70-х на АН-2 совершали обычный рейс Чебоксары-Алатырь. Я передала управление второму пилоту, а сама закрыла буквально на минутку глаза и – надо же – заснула! Просыпаюсь от неожиданной “болтанки”, смотрю направо, в сторону второго пилота, а он тоже спит! Бросила взгляд на приборы: высотомер откручивает стрелки в обратном направлении – падаем!!! Взяла штурвал на себя и выровняла самолет. Коллега проснулся как ни в чем не бывало: “Алатырь скоро?..”
Помнится, тогда мой мат заглушил рев двигателя.
А если честно, случилось несколько внештатных ситуаций и по моей вине. Однажды на сложном пилотаже закрутилась так, что пошла на посадку с невыпущенными шасси. Слава богу, что с земли увидели это и подсказали: мол, лучше садиться на колеса, а не на “пузо” – мягче будет. А, в Кирове учудила такое, что до сих пор самой не верится, как такое могло произойти. Шли соревнования по самолетному спорту. Согласно жеребьевке я должна была вылететь первой. Кругом газетчики, фотовспышки, и я, такая крутая женщина, запрыгиваю в самолет. Запускаю двигатель, взлетаю с улыбкой, чуть ли не ручкой машу зрителям, набираю высоту, и тут в наушниках неприятный для каждого летчика зуммер – топливо на исходе. Смотрю на приборы и тут же покрываюсь холодным потом – бензина осталось 15 литров! Пока рисовалась на поле, совсем забыла проверить, заправлен ли самолет. Передаю SOS, ору в кабине как бешеная – местность-то незнакомая: “Что делать???” В итоге все же увидела поблизости колхозное поле и приземлилась. Самое главное, в шоке вновь нарушила все летные инструкции. При вынужденной посадке самолет надо сажать на “пузо”, а не на шасси, которые на неровном грунте могут надломиться и перевернуть самолет. Я же все сделала наооборот. Вылезла из самолета, вроде живая, передаю по рации: “Приземлилась не знаю где…” Ну, думаю, все, отлеталась, сейчас начальство пропесочит по полной программе, а потом погонят меня из авиации. Через полчасика на грузовике примчался начлет и вместо выговоров обнял меня: “Умница – сама живая, и самолет спасла…”
Кстати, больше таких неприятных случаев в моей летной практике не было. После 6000 (!) часов налета (не каждый пилот-мужчина может этим похвастаться – Авт.) мне вручили почетный знак “Безаварийная работа”. Вот и верьте в мужские байки на тему: “Женщина на корабле – к беде…”
Галина Ивановна на пенсию вышла в 42 года, а сейчас ей за 60. Теперь о бурной летной молодости остались только теплые воспоминания и многочисленные фотографии в семейном альбоме. Кстати, собственной семьей она так и не обзавелась. Для нее слова из знаменитой песни:”Первым делом самолеты…”, стали по-настоящему жизненным кредо. Короче, мужчины так и остались вечно на “потом”.
Сейчас она живет вместе с крестной дочкой, которую считает за родную внучку. Еще одна любовь – собаки, причем для Галины Ивановны неважно, какой они породы – помогает даже дворняжкам. Ее подруги нам поведали о том, как зимой “Галчонок” ежедневно ходила на берег Волги и кормила собачку, которая разродилась в лесу около берега. А потом всех щенков передала в надежные руки.
Сама же первая женщина-пилот Чувашии выглядит намного моложе своих лет и до сих пор считает, что спокойно может самостоятельно поднять самолет в воздух, полетать, приземлиться и причем все это сделать непременно в качестве командира экипажа…


chapai1      http://chegazeta.ru/
Tags: авиация, биографии и личности, женщины, поволжье, регионы, рекорды, чувашия
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments