mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Портреты России: Григорий Якерсон, кантор синагоги


«Портреты России» — проект PublicPost public_post — это взгляд на страну глазами ее жителей.

Сегодня мы живем в аквариуме — видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня — в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее — у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран — и все-таки это именно одна страна и одно общество.

Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей — столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.

Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России — это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней — это и есть та самая Россия.

Григорий Якерсон, кантор синагоги, Санкт-Петербург

Религии не место в школах, петь в синагоге сложнее, чем на эстраде, а жить в России — интереснее, чем в Майами, считает кантор Санкт-Петербургской Хоральной синагоги Григорий Якерсон.

А также про то, что значит быть русским евреем, про антисемитизм и "духовные скрепы", про "Хор Турецкого" и про то, чем Россия лучше Израиля.



Про Санкт-Петербург, детство и музыку

Это мой родной город, я тут родился, ходил в школу и в Доме пионеров учился музыке. В музыкальную школу меня не приняли, потому что тогда я картавил. Мне сказали, что я испорчу детский хор. Родители узнали, что недалеко есть какой-то Дом пионеров и отвели меня туда. Брали в этот Дом пионеров практически всех, но преподаватели там оказались потрясающие. У меня открылись способности: слух, голос. Все говорили, что я должен играть на скрипке, и, хотя я был очень послушным мальчиком, скрипку воспринял в штыки. Сейчас даже жалею — думаю, тоже бы неплохо получилось. После школы поступил в музыкальное училище при консерватории, а после училища — без проблем в консерваторию. Закончил два факультета — оркестровый и вокальный. Сейчас даже заведую оперной труппой в консерватории. Там есть театр — в свое время на его сцене я спел много оперных партий.

Про антисемитизм

Что такое антисемитизм, я знаю с детства, лет с пяти. Я не люблю это вспоминать и спекулировать этим не люблю. Я хорошо запомнил, как воспитательница в детском саду запрещала играть со мной. Но дома я об этом не рассказывал. Думал, что со мной что-то не так, поэтому другие дети со мной не играют, думал, что я какой-то урод. В школе у нас было много ребят из еврейских семей, многие поменяли фамилии. Сейчас мне приходят письма от бывших одноклассников из Израиля, а тогда я даже не знал, что они евреи. В музыкальном училище я первый получил ленинскую стипендию. Очень обрадовался, и деньги были приличные — 40 рублей. Их у меня украли и подложили бумажку в кошелек: "Жидам не полагается". Конечно, это мелочи. Но они запоминаются.

Сейчас, мне кажется, стало меньше бытового антисемитизма, но больше мракобесия. Именно религиозного характера. Промывка мозгов осуществляется, много наветов. Некоторые с таким темным ужасом входят в нашу синагогу!

Про синагогу

Моя семья всегда была религиозной. Дедушки погибли на войне, я их не помню. Бабушка, мамина мама, соблюдала кашрут, еврейские законы и праздники. И вся ее родня тоже соблюдала — насколько это было возможно в СССР. Но в синагогу меня никто специально не водил. В 86-м году, когда мне было 14 лет, ко мне на улице подошел бородатый человек и спросил, еврей ли я. Я сказал, что еврей, но не понял, что ему от меня нужно. А нужно было мое присутствие на молитве. Им не хватало десятого человека для кворума из молящихся. Что тогда происходило в синагоге, я не понимал — какое-то бормотание.

Когда я рассказал дома об этом случае, у родных, которые родились при Сталине, была смесь восторга, ностальгического благоговения и ужаса. Хотя тогда страна начала поворот, и отношения с Израилем восстанавливались.

Я стал захаживать в синагогу, параллельно учился музыке, пению, дирижированию. Со временем сам стал петь в хоре. Там были в основном пожилые люди, и меня поражало их отношение: как искренне они молятся, как с интригами, как в оперном театре, выбивают себе соло, чтобы спеть в синагоге в субботу, как надевают бабочки. Я стал проникаться еврейской музыкой и текстами. Начал читать их на русском языке — в доме всегда были еврейские книги на русском и на иврите. Меня поразила красота, стройность, эмоциональность и философия еврейских текстов. Иврит я выучил сам, буква за буквой, по молитвеннику. Как хорошая обезьяна. Благодаря слуху я так же просто выучил и английский.

Про коммунизм

Моя бабушка по отцу в 1934 году приехала с сестрой в СССР из Англии. Они идейные коммунистки были, но не знали, что здесь происходит. Мою бабушку арестовали прямо в порту, за клевету: на пароходе у нее пропало драгоценное кольцо, она обвинила кого-то из команды. Жизни в СССР бабушка не выдержала и добровольно ушла из жизни, оставила двоих детей — они потом попали в детдом. Бабушкина сестра всю жизнь мечтала вернуться в Англию. В 1980 году ее мечта сбылась. Она дожила в Англии до 96 лет и недавно умерла. Среди моих преподавателей было много коммунистов, честнейших, порядочных, но это были рядовые люди.

Про "Хор Турецкого"

Однажды мне позвонили из Москвы: "Хору Турецкого" нужен человек в одну из крупных синагог Майами-Бич. Мне стало интересно, я познакомился с Мишей (Михаил Турецкий — PublicPost). Потом договорился с учебной частью в консерватории и поехал в Майами. Там со мной случился культурный шок.

Американское еврейство тогда резко отличалось от российского. В Майами была знаменитая община консервативного иудаизма. Я узнал многое из еврейских законов, чего не знал здесь. Миша часто уезжал в Москву. В тот год шел прощальный тур Кобзона, они много ездили по стране, а я заменял Мишу в Майами: дирижировал, пел. Нахватался английского языка и в чем-то даже ассимилировался. Начал на волонтерских началах преподавать музыку в еврейской школе при синагоге. Все думали, что я останусь, но я не хотел жить в Америке.

Про эмиграцию

За многое Россию можно ругать, но жить я предпочитаю здесь. Здесь я выучился, здесь были мои родители, друзья. Еще в Майами мне не хватало смены сезонов. Идеей отъезда в Израиль я вообще никогда не болел. Да, все евреи переживают за Израиль, среди еврейской молодежи теперь модно уехать в Израиль послужить в армии — я это только приветствую. Но жить в Израиле не хочу. Относиться к израильскому обществу можно по-разному, но, как говорит наш ребе: "Израиль — это самая лучшая страна. В духовном смысле".

Чем синагога отличается от эстрады

На сцене ты не видишь зал. Светят софиты, и ты видишь только партнера, поэтому не так страшно. Чтобы вести богослужение в синагоге, нужно иметь определенную духовную силу, настроиться на медитативное состояние. Если у тебя этого состояния нет — все точно это услышат. Сфальшивить в духовном смысле в синагоге нельзя. И хотя текст все время одинаковый, каждый раз все по-разному.

Про светское общество

Все ортодоксальные религии, конечно, строги, но иудаизм учит, что до конца божественный замысел никому не известен. И мне очень жалко тех, кто знает, как надо. Я против клерикализации общества, я за разделение. Иудаизм в этом смысле выглядит достойно, потому что запрещает миссионерство и саморекламу.

Вот говорят: должны быть "духовные скрепы", то есть духовные ценности, общие для всех в стране. А мне кажется, что духовное не может быть общим. Как сказано в Торе: "Каждый человек — это целый мир". Кому-то хорошо дома с книгами, а кому-то нужно объединиться.

Я против изучения религии в школах. Религию нужно воспитывать в семье. Или в общине религиозной. Но не в школе, не в госучреждении. Мы не знаем, насколько толерантен батюшка, который придет. Насколько он грамотен и тактичен. И когда говорят "пусть ваш ребенок не ходит на этот предмет", мы снова возвращаемся в те времена, когда воспитательницы запрещают играть с кем-то из детей.

Конечно, я бы хотел, чтоб мои дети оставались в традиции, потому что в нас это сидит на генетическом уровне. Но, например, дочери известного раввина Телушкина совсем не религиозные девушки, и он их очень любит.

Про кошерные продукты в обычных магазинах

На многих кошерных продуктах нет экшера (знак, который подтверждает соответствие кашруту — прим. ред.). Может, если бы он был, многие эти продукты не стали бы покупать. Это Valio, Вимм-Билль-Данн, кроме йогуртов с добавками. Консервы "Верес", некоторые вина из Молдавии.

Про политику

Когда пришел Ельцин, в стране был пик свободы. Его многие критикуют за Чечню, за образ жизни. Но духа свободы, который сюда прорвался с ним, больше нет. В новое время мы всегда голосовали за "СПС" или "Яблоко", слушали "Эхо Москвы". Про Путина я уверен, что он не антисемит. Но теперешнее преклонение и раболепие перед властью, перед ним меня раздражает.

На прошлогодние протестные акции я хотел выйти, но не вышел. Может быть, малодушие. Но я подписывался за Явлинского в думскую кампанию, предоставлял паспортные данные, хотя в этот момент что-то ёкало. Стоять в стороне — это путь в могилу.


Текст: Мила Дубровина
Фото: Ацамаз Дзиваев/PublicPost
Tags: биографии и личности, видео, города и сёла, евреи, жизнь и люди, интервью и репортаж, иудаизм, мнения и аналитика, мужчины, музыка и песни, нравы и мораль, общество и население, путин, регионы, религии, родина и патриотизм, санкт-петербург, современность
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Экология, мода - 4

    Продолжая тему ответственного потребления. Я не являюсь ее адептом, но горы мусора, который возникает в процессе обычного потребления, к которому мы…

  • Когда придет весна...

    " Они считались идеальной парой : когда он задерживался, то она его всегда ждала с ужином, а он приносил ей цветы. После расставания она узнала, что…

  • Экология, мода - 3

    К сожалению так думает достаточное количество людей и возможно поэтому пригородные леса засраны по самое некуда наполнены помойками: "Если…

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments