mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Живой журнал в Российской империи

Какое значение имел альбом в XVIII–XX веках?

Всем знакомо слово «альбом». Как только мы его произносим, в памяти сразу всплывает фотоальбом, который лежит дома на нашем журнальном столике. На самом деле речь сейчас пойдет не о нем, а о том альбоме, который стал прообразом современного. ©

Давайте вспомним барышень, которые когда-то вели дневники, в кои складывали засушенные цветочки, записывали интересные стихи, пламенные речи и признания в любви, где оставляли автографы и рисунки. Эти дневники иначе назывались альбомами.

Альбом как жизнь, противоречий смесь,
Смесь доброго, худого пустословья:
Здесь дружбы дань, тут светского условья,
Тут жар любви, там умничанья спесь.
Изящное в нем наряду с ничтожным,
Ум с глупостью иль истинное с ложным
Идей и чувств пестреет маскарад…

(П. А. Вяземский)

Традиция их ведения пришла в Россию из Германии через французскую культуру. Вначале их вели только женщины, а в дальнейшем к ним присоединились и мужчины. Альбом был неким собранием разнородных записей, которые либо принадлежали самим владельцам, либо были им адресованы.

Такой литературно-бытовой альбом рассматривается как историко-культурное явление русской жизни XVIII–XX веков. Почему литературно-бытовой? Все дело в том, что в нем записывались стихи, в которых отражались события, происходившие в повседневной жизни. Это были стихи, которые носили личностный характер и имели двоякий смысл, непонятный непосвященным.

До нашего времени таких альбомов сохранилось совсем немного, но даже и те, что сохранились, находятся либо в частных коллекциях, либо в закрытых архивах, которые недоступны широкому кругу читателей. Эти альбомы, в первую очередь, являются свидетельствами культурной жизни той эпохи. Ю. М. Лотман, говоря об альбоме конца XVIII – начала XIX века, сравнивает его с альманахом или рукописной книгой. Но в XX веке рукописный альбом исчез и на его месте появился фотографический.

Возвращаясь к веку XIX, стоит отметить, что в этот период альбом из низовой семейной культуры «вырос» и превратился в достояние великосветской моды, увлечение им стало всеобщим. В зависимости от интересов владельца, альбомы разделялись на:

1) альбомы тщеславия;
2) альбомы артистов;
3) альбомы литераторов;
4) альбомы женщин;
5) альбомы девиц;
6) альбомы мужей;
7) альбомы ученические и т.д.

Об этих «рукописных книгах» писали много. Так, Е. А. Баратынский в одном из своих стихотворений говорит о том, что альбом необходимо вести всем девушкам, чтобы не забыть имена всех своих поклонников. В другом стихотворении он называет альбом кладезем воспоминаний, так как в старости или на чужбине очень приятно полистать его страницы и вспомнить былые времена, друзей, возлюбленных. В последнем своем стихотворении Баратынский сравнивает альбом с кладбищем – ведь пестрые его листы являются некими памятниками прошлой жизни. Нужно сказать, что многие желали оставить о себе память на страницах этих рукописных книг.

В. А. Жуковский в своем стихотворении, посвященном альбому, восхваляет его и благодарит создателя: «Тот истинный мудрец, кто выдумал альбом!» А. С. Пушкин в своем стихотворении «И. В. Сленину», наоборот, пишет не очень приятные слова:

Я не люблю альбомов модных,
Их ослепительная смесь
Аспазий наших благородных
Провозглашает только спесь.


Пушкин предпочитал оставлять записи только в дружеских альбомах, он сравнивал их с «приятным домом» для пишущих. А альбомы светских дам или сельских барышень высмеивает, так как считает одни слишком вычурными, а другие безвкусными.

В начале XX века об альбомах упоминается в стихах В.Я. Брюсова и М.И. Цветаевой (Цветаева назвала свою первую книгу «Вечерний альбом»). В этот период альбомная культура претерпела очень серьезные изменения – ведь изменился образовательный уровень их владельцев, художественный вкус и, конечно же, культурный быт.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что альбом хоть и отражал обстановку конкретного времени, в первую очередь, был все-таки личным дневником. В нем хранились воспоминания конкретного человека, поэтому многие записи несли тайный смысл, который был понятен лишь их владельцу.
Татьяна Маркинова, ШЖ
Tags: 18-19-ее века, история, культура, нравы и мораль, общество и население, память, российская империя, творчество и промыслы
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments