Москва, которую мы не увидим: башня-флаг на Пушкинской площади, Красная площадь без здания Исторического музея и ГУМа, Лужники, застроенные небоскребами...
На Триумфальной площади в Москве открылась уличная выставка "Бумажная архитектура войны", посвященная дню первого парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года. ©
***
Часть эскизов сделаны во фронтовых тетрадях и ранее никогда не представлялись широкой публике. Удивительно, советские скульпторы и архитекторы начали визуализировать приближение Победы еще в 1941 году, когда появились первые проектные предложения Монумента Победы. "И в эвакуации, и на фронтах, и в госпиталях на страницах рабочих блокнотов вырисовывались контуры будущего пантеона Славы великого народа", - говорится в аннотации выставки на сайте Москомархитектуры.
Прорисовка макета музея-выставки трофеев отечественной войны в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. 1943 год / Автор: gpinfo.mka.mos.ru
Архитекторы предлагали самые разные идеи, некоторые из них были откровенно наивны, а некоторые - сокрушительно невероятны. Так, например инженер М. Абрамов предложил новую форму памятника - флаг-башню, высотой 350 метров, на Пушкинской площади. Несколько предложений Иофана, Мордвинова, Житковского, Мушегяна, Нанушьяна предполагали переустройство Красной площади с прилегающими территориями, для чего необходимо было снести здания Исторического музея и ГУМа. Архитектор Г.Градов рассматривал территорию Лужников для строительства нескольких высотных башен, посвященных городам-героям.
Эскиз флаг-башни М. Абрамова. 1943-1944 годы / Автор: gpinfo.mka.mos.ru
Архитектор С.Нанушьяна предлагал воздвигнуть монумент на Красной и Манежной площадях. Монумент Победы высотой до 50 метров Нанушьян предлагал поместить на Красной площади, напротив Спасской башни Кремля - там, где находится Лобное место. При этом для реконструкции площади он планировал снести здание ГУМа, как "не представляющее художественной ценности". Также им предполагалось снести здание Исторического музея (сам музей следовало перевести в Манеж) и реконструировать Музей Ленина.
Оригинальный проект памятника Победы предложил также и известный скульптор С.Меркуров. Он, ни много ни мало, решил использовать в качестве постамента для своего памятника Сенатскую башню Кремля: "...сделать радикальное переустройство и поставить фигуру Ленина на этой башне вместе с постаментом, трибуны оставить... дать барельеф, мощный, красивый, и Мавзолей включить в комплекс, создать такое единое целое". Он также был не против сноса зданий Исторического музея и ГУМа.
Рабочие документы. Проект музея городов-героев в Москве: эскизы и планы башен, ситуационные планы, разрезы. Архитектор Г.А. Градов. 1944-1945 годы / Автор: gpinfo.mka.mos.ru
В декабре 1944 года Борис Иофан представил проект монумента "Торжественной встречи победоносных советских войск" в Москве. Монумент представлял собой 16 пилонов, посвященных каждой союзной республике. В центре располагалась пятигранная колонна, завершенная скульптурным изображением "Фронт и Тыл", олицетворяющим советский народ в годы Великой Отечественной войны. Красноармеец и рабочий держали знамена победы, на которых помещались барельефы Ленина и Сталина. Б.Иофан предполагал, что местом для монумента может служить площадка, занимаемая Историческим музеем, который необходимо передвинуть на Никольскую улицу.
Эскиз Монументы Победы на месте здания Исторического музея архитектора Б. Иофана. 1947 год / Автор: gpinfo.mka.mos.ru
Отметим, в 1947 году, в год 800-летия Москвы, были одновременно заложены 8 московских высоток. Они стали зримым символом возрождающейся страны.
Напомним, Монументы Славы появились в городах СССР и странах СЭВ, но не в Москве. И только к 50-летию Победы, в 1995 году, был завершен мемориальный комплекс на Поклонной Горе.
Community Info