mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Узорочье и барокко храмов Москвы и ближнего Подмосковья

7 православных храмов Москвы и Подмосковья. Узорочье и барокко в русской архитектуре
Статья не претендует на полноту охвата, не уральское это дело — о московских храмах писать. Лишь маленькая экскурсия

Шатровые храмы, стиль русского узорочья, Нарышкинское барокко — столь различные архитектурные стили мы увидим в храмах Москвы и ближнего Подмосковья. ©
~~~~~~~~~~~

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском — православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии. Храм расположен на высоком берегу реки Яузы в селе Тайнинском, входящем в черту современного города Мытищи. Уникальность храма в теремном портале, который больше не повторяется ни в одном другом храме.


Первые упоминания о деревянной церкви при государевом путевом дворце на дороге к Троице-Сергиеву монастырю относятся к 1628 году.

В 1675 году по указу царя Алексея Михайловича, на месте деревянного храма началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1677 году. Церковь входила в состав дворцового комплекса путевого дворца. Подобные храмы были построены в других путевых резиденциях царя, Котельниках (по дороге в Коломну) и Алексеевском (также на пути в Троице-Сергиев монастырь).

В 1812 году храм был разграблен французскими войсками.


В 1929 году храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская.

В 1989 году храм возвращён церкви и открыт для богослужений.
~~~~~~~~~~~

Церковь Спаса Преображения в селе Остров — православный храм Видновского благочиния Московской епархии.


Храм расположен в селе Остров Ленинского района Московской области. Главный престол освящён в честь праздника Преображения Господня.


Село Остров с XV века известно как резиденция московских князей. В XVIII веке принадлежало А.Д. Меншикову, А.Г. Орлову, в XIXв. - Николо-Угрешскому монастырю. Точная дата сооружения существующего белокаменного здания церкви не установлена. Традиционно храм относят к эпохе Ивана Грозного. Хотя считается также, что храм был построен Борисом Годуновым, так как для Ивана Грозного не было необходимости строить новую царскую резиденцию, - у него была резиденция в Александровой Слободе. Храм был частично реконструирован в первой трети XIX века. К этому же времени относится сооружение колокольни в псевдоготическом стиле.


Крестчатое в плане основание церкви несет восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле, перекрытых системой ступенчатых арок. С трех сторон храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX века. Храм открыт как действующий с 1992 года.
~~~~~~~~~~~

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества предваряет собой архитектуру знаменитого Василия Блаженного. Глядя на него можно представить как изначально выглядел Покровский храм на Красной площади, ведь при постройке он был не цветным, а таким же однотонным.


Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. В настоящее время действует и организационно относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения.


Храм закрыт в 1924 году, однако, являясь выдающимся памятником архитектуры, не был разрушен и долгое время оставался заброшенным. Деревня Дьяково вошла в состав Москвы в 1960 году и в 1980-е годы практически прекратила свое существование . Церковь была вновь освящена в 1992 году, в настоящее время проводятся регулярные богослужения. Недавно была завершена масштабная реставрация.
~~~~~~~~~~~

Храм Рождества Богородицы в Путинках построен в 1652 году. Здание построено в стиле «русского узорочья». Приходский храм Московского Патриархата, имеет статус патриаршьего подворья. Расположен по адресу: ул. Малая Дмитровка, 4.


Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге). В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.


Большой вклад в восстановление храма оказал Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.
~~~~~~~~~~~

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - первый каменный шатровый храм. Является образцом национальной архитектуры. Вот уж действительно про какой храм можно сказать, что это русское зодчество.


Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.


В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.


Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).
~~~~~~~~~~~

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В конце XVII века сложился уникальный архитектурный стиль, который вобрал в себя национальные и европейские традиции. Он получил название «Нарышкинского барокко» по фамилии заказчика первого подобного храма — Покрова в Филях. Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей.

Православный храм Михайловского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).


Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны).

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта . Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.


Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
~~~~~~~~~~~

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах. Дубровицкая церковь завершает собой синтез национальной и европейской архитектуры. И не смотря ни на что, его архитектуру нельзя назвать европейской. Композиция храма - равноконечный крест, а облик повторяет типичные русские церкви «иже под колоколы».


Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.


Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.


В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма.
~~~~~~~~~~~
По материалам russian7.ru и wiki
Tags: архитектура и дизайн, города и сёла, интересно, искусство, история, культура, москва, наследие, подмосковье, православие, регионы, страны и столицы, фото и картинки, храмы и монастыри, христианство
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments