mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Поэзия народного костюма. Земля Рязанская, Ч.1/2

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, 1988

Автор в цикле новелл и очерков раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как связан костюм с природой и народными обычаями. Издание богато иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей. Уникальные цветные съёмки были произведены в различных областях РСФСР в основном в начале 70-х годов. ©


Оглавление
О, Рязанская земля!

Дали твои, леса твои встречали вместе с сынами твоими лютых врагов земли Русской. Напоенная кровью тяжких битв, покрытая пеплом пожарищ, отдавала ты обездоленным людям плоть свою тучными урожаями, радостным цветением лугов, чистыми водами родников. И в тихом, еле различимом журчании этих вод и теперь, как эхо далеких времен, слышится ласковый, жалостный голос земли — он утешает, он повествует, он наполняет душу радостным чувством бытия. Жаркой грудью прильнула Рязань к светлой Оке. Много, много видела она на протяжении веков. Как жизнь поколений людей, заселявших ее берега, текут воды реки. В их прозрачную поверхность в далекие времена смотрелись загадочные для нас девушки, украшенные шумящими подвесками, и мелодичное позванивание цепочек и маленьких уточек над девичьими ушами перекликалось по весне с голосами диких птиц, Мирно жили люди на берегах Оки, и казалось им, что так всегда и будет.


55.

Всегда будет прозрачной, полной рыбы вода, в лесах много дичи и зверей, всегда зеленые сочные травы лугов будут кормить их лошадей.


56. Рогатая кичка — головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии (основные части — кичка, снур, подзаушники, позатыльник, красная кумачная «сорока» с вышитым золотом очельем, увивка, крылышки). Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

...Нежданно-негаданно с северо-запада появились неизвестные, называвшие себя кривичи, и стали селиться подле тех, кто с незапамятных времен жил вдоль Оки. Какими привлекательными показались пришельцам женщины с шумящими подвесками, и захотели они добиться любви девушек, иметь от них детей. Шумные, веселые свадьбы справляли кривичи, а девушки охотно шли за ладных и красивых пришельцев. Сильной была их кровь, и незаметно, но не скоро возник уже новый народ. Постепенно стерлись воспоминания о предках-финнах, настолько растворились они в крови пришельцев-славян. Одна лишь Ока видела все. На ее берегах сходились, гуляли, устраивали игрища девушки и парни, в ее прохладных водах купались они после работы в жаркие летние дни, на ее воде совершали таинственные обряды. Все принимая,оставалась река бесстрастной, спокойной и полноводной.

А на земле шла своя жизнь. Теснимые с Дона и Воронежа печенегами, славяне-вятичи ищут новые места, где надеются мирно жить, не подвергаясь страшным, все сметающим на своем пути набегам кочевников. Потянулись вятичи на среднее течение Оки, но не оказалось для них свободных земель, стали враждовать они с финскими племенами, забыв о том, что сами бежали они от врагов, боясь разорения и уничтожения своих людей. О горе, принесенном вятичами, знала Ока, но зыбкие воды ее взывали к забвению — все перенесенное людьми проходит, рождает новое, и в этом новом не будет уже старой вражды. Да, вятичи принесли свою культуру, но жизнь с предками мордвы внесла в их быт, в круг привычных вещей много нового, соединила какие-то части этих двух народов воедино. Только земля со своей твердой нерушимой памятью помнила все, сохраняла эту память в своих глубоких недрах. А в реке людских поколений остались лишь отдельные памятки о прошлом: то звучали они в своеобразии звуков речи, то передавались в обычаях, то сказывались в форме женской одежды и украшений. Из глубины этих отдаленных времен начинает свое существование рязанский костюм.


57. Данковский однодворческий женский костюм — поздний вариант (рубашка из хлопчатобумажной ткани с верхними рукавами из тюля, юбка из шерстяной домотканой материи, коротенькая душегрейка — «бострог», на лямки которой прикреплены шитые бисером и блестками палеты. Голова покрыта шерстяным полушалком). Конец XIX — начало XX века. Липецкий областной краеведческий музей.

Постепенно, понемногу отдает земля свои тайны, все, что бережно и ревниво хранит она, с чем живет скрытой, неизвестной нам жизнью. И эти клады — следы жизни отдаленных времен рассказывают нам, как Ока становится известной в далеких странах рекой — по ней плавают крупные суда с товарами, она связывает Волгу с восточными районами Руси, как складывается в бассейне Оки великорусская народность и начинает крепнуть, расширяться, стягивая к себе людей, рязанская земля .

Центром рязанской земли , простиравшейся в XII веке по Оке от Коломны до Городец-Мещерского, была Рязань. В конце XII века это был крупный город, торговый центр Оки, и слава о его богатствах достигла донских степей, куда все больше и больше стекались кочевые монгольские племена. Процветало Рязанское княжество и в гордости своей считало себя неуязвимым, красовалась Рязань богатыми домами, каменными церквами с дивным колокольным звоном, могучими укреплениями. Но наступил тяжкий 1237 год.

Об этом времени повествует нам не только земля, но человеческий голос, человеческий разум и талант донесли до нас «Сказание о разорении Рязани Батыем». Сильные соседи были у Рязани — Черниговское, Владимиро-Суздальское да Муромское княжества. Только с юга было открыто оно, и отсюда, из жарких донских степей, и пришла гибель. Близкими по крови были удельные князья Древней Руси, а вражда между ними была братоубийственная. Каждый думал лишь о своей выгоде, о том, как бы захватить земли соседей, и втайне радовался несчастью другого. Стычки, убийства брата братом встречались слишком часто. Никто из князей не понимал тогда, что только в их единстве может вырасти мощь земли Русской. Не научили их ничему неудачные походы южных князей и их борьба с печенегами и половцами, ни даже роковая битва при Калке в 1223 году — первый предвестник монгольского ига на Руси. Отказали соседние княжества в помощи рязанской земле , и одни рязанцы встретили полчища Батыя.


58. Костюм молодой крестьянки Данковского уезда Рязанской губернии (холщовая рубашка с кумачовыми вставками на рукавах, черная клетчатая понева с красной подолицей и такими же вставками, черный нагрудник-сарафанушка с широкой красной обшивкой, красная «сорока» с вышитым золотом очельем и белые пушки над ушами). Ленинград, ГЭМ.

Мужество, стойкость, храбрость противостояли грубой силе и численному превосходству, повествует автор «Сказания о разорении Рязани Батыем». И в то время как князья соседних земель не понимали, во что обойдется им впоследствии отказ в помощи Рязани и что ожидает их, в народе крепнет сознание необходимости единства всех русских. Немногими штрихами автор «Сказания» создает яркие жизненные образы русских людей XIII века, будь то рязанские и пронские князья или неустрашимый воин Евпатий Коловрат. Но особенно врезается в память благородный, как алмаз, образ княгини Евпраксии. Автор сообщает о ней, что была она дивно хороша, о чем поведал Батыю завистливый предатель, «некий от вельмож рязанских », и распалил похотливого хана, и что не смогла она пережить смерти своего любимого мужа Федора Юрьевича, заступившегося перед ханом за ее честь. Вместе с малюткой сыном на вышке терема ждала она возвращения князя, а узнав, что убит он по приказу хана, крепко прижала к себе сына и бросилась вниз. Легенда это или быль — стараются узнать историки... Но для людей важна лишь нравственная красота образа женщины, понимание народом верности и любви. Едва ли можно придумать более трагическую ситуацию, чем исторический момент взятия Рязани Батыем, и в этой ситуации проявляется сила женской любви и верности, верности «даже до смерти».

Погибла княгиня Евпраксия, пролилась ее чистая кровь на рязанскую землю , и, может быть, как память об этой крови, струившейся на белый плат и одежды княгини, и крови всех оскверненных и замученных татарами русских женщин, появятся узкие красные «торочки» на навершниках рязанских крестьянок и будут существовать вплоть до 20-х годов XX века (илл. 58, 59, 65).


59. Костюм рязанской крестьянки (рубашка с узкими длинными рукавами, украшенными полосками красного кумача с вышивкой и ткаными рисунками, навершник с красными точами, вышивкой, короткими красными рукавами с вышивкой отделан по низу кружевом из красных и белых нитей, шерстяная понева, передник - «запан» из бело-красной хлопчатобумажной ткани, красный платок с набивным рисунком). Начало XX века Загорский государственный историко-художественный музей заповедник.

Удар, нанесенный Батыем, был настолько велик, что с трудом оправилась от него Рязань, но ненадолго... Через 30 лет несколько татарских набегов стерли ее с лица земли. Гибель людей, муки, которые они приняли, обороняя город, наполнили души оставшихся в живых таким ужасом, что на месте Рязани — старой Рязани — уже никто не селился. А земля приняла в свои недра останки погибших, покрыла, как заботливый врач раны, остатки разоренного города, чтобы через много веков, когда память о перенесенных бедствиях превратилась в легенду, показать, чего стоят людям безрассудство и эгоизм правителей, когда приходит общая беда для всего народа. Весть о нашествии Батыя, как грозовая туча, покрыла всю рязанскую землю . Люди поднялись с родных полей в поисках мест, где можно было укрыться от татар. Опустели многие селения, и снова смешались русские с иными племенами, мирно жившими в Рязанском княжестве.

Много ли других русских удельных княжеств можно сопоставить по трагичности судьбы с рязанской землей ? Окраина Древней Руси, Рязань первая принимала удары внешних врагов, а в жестоких усобицах удельных князей была лакомым куском, из-за которого брат не устыдился уничтожить брата и истреблять ни в чем не повинный народ. И наградила судьба-история рязанскую землю за ее великие страдания — по ней прошли полки Дмитрия Донского на Куликово поле. В глазах русского народа честь эта была так велика, что на основании ее сложилась легенда о происхождении города Данкова. Здесь, на этом месте, осматривали кузнецы усталых лошадей войск Дмитрия Донского, и был им «дан ков». Этой прекрасной легендой, как и знаменитым «Словом о Куликовской битве Софрония-рязанца», народ вместе с другом Пересвета чернецом-богатырем Ослябей, уроженцем рязанской земли , примыкает ко всем участникам битвы за освобождение Руси от монгольского ига вопреки подлой двойной политике рязанского князя Олега Ивановича.

В XIV веке, когда было написано Софронием-рязанцем «Слово о Куликовской битве», или «Задонщина», ощущение кровной связи с землей и природой было присуще большинству русских людей. В земле, в природе находил человек помощь и сочувствие народному горю. Как живые разумные существа, отвечают они на гибель людей: «Грозно бо бяше и жалостьно, тогда видети, зане трава кровью полита, а древеса тугою к земле приклонишися» (страшно было и жалко тогда видеть, что трава кровью полита, а горе деревья к земле приклонило»). И к своему восхвалению князей Московского и Серпуховского Софроний-рязанец просит присоединиться любимую, привычную птицу: «О жаворонок-птица, красных дней утеха, возлети под синии небеса, посмотри к сильному граду Москве, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Ондреевичу».

Издревле богата была рязанская земля талантами, эта слава сохранилась за ней и до наших дней. Среди них одними из первых были безымянный автор «Сказания о разорении Рязани Батыем» и Софроний-рязанец, создавший «Слово о Куликовской битве». Но не только ими была славна старая Рязань. Годы, предшествующие нашествию Батыя, были временами благополучия, затишья, и, описывая этот период, летописцы сообщают, что славилась Рязань искусными златокузнецами, их «узорочьем» — украшениями из драгоценных металлов и камней, так любимыми на Руси.

Вести летописца подтвердила земля. Сначала случайно. В 1822 году нежданно-негаданно нашел рязанский крестьянин клад, когда пахал землю на городище старой Рязани. Потом стали производить раскопки, и все больше и больше открывается людям высокое мастерство отдаленных жителей рязанской земли , их тонкий вкус, их настоящее художественное дарование. Кровью этих златокузнецов, их детей, внуков и правнуков обильно полита рязанская земля .

Но она хранит в своих недрах и другие безымянные таланты, проявившие себя в искусстве «тленном», то есть вещах из ткани, от которых остаются лишь жалкие следы. Разве могло исчезнуть все это? Исчезнуть навсегда, не сохраниться, не проявиться в жизни многих последующих поколений. Талант окружен тайной, почему он проявляется в одном человеке, а не в другом — этого пока никто не знает. Но он передается и по наследству. В природе же ничто не исчезает. Если люди не помнят, что происходило много лет тому назад на этом месте, то земля сохраняет глубокие следы событий. Ее недра — это не только история земли как таковой, но и история людей, народов. Она тоже создает преемственность поколений, и по стеблям злаков в зерна будущего хлеба вместе с соками земли поднимается кровь далеких предков и дарит людей разными талантами, как бы награждая потомков за все страдания, перенесенные народом в тяжкие времена лихолетий.

Особенно дарила земля тех, кто из поколения в поколение служил ей, безымянных женщин, творивших на протяжении веков рязанский костюм. Его красотой и разнообразием трудно налюбоваться. Как и земля, хранит костюм историю рязанской земли .

Первозданные виды одежд всегда просты по покрою, который обычно соответствует образу жизни людей, существовавших в данных природных условиях. Основной одеждой славян (кривичей, вятичей и др.) и угро-финских племенных союзов, обитавших в районах среднего течения Оки, была рубашка. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на нее надевали меховую одежду в зимнюю стужу. Неразлучная с телом человека, рубашка в глазах наших предков обладала магической силой. Если кто-либо хотел принести зло своему недругу, то стоило ему овладеть на время рубашкой врага, произнести несколько заклинаний, и хозяин рубашки был уже обречен, на него «напускали порчу». Значит, нужно было охранять рубашку, сделать ее неуязвимой, даже если она попадет в руки плохих, злобных людей. Но для этого недостаточно было произнести ряд заклинаний — в борьбе добра со злом слабой, неустойчивой стороной было добро,— нужно было навсегда закрепить формулу добра, сделать его неразлучным с рубахой. И все это должно было быть окружено тайной, выражено так, чтобы не сразу стало понятным всем. Чему же злой человек мог принести вред? Что мог отнять он своими заклинаниями? Голову держала шея, а ее окружал ворот рубахи. Без головы не было жизни.

Руки человека, и особенно женские руки, выполняли всякую работу. Они помогали людям появляться на свет, они кормили, качали в люльке, пеленали и мыли детей, стирали, варили пищу, жали ниву... Много, много делали женские руки, и на их обязанности лежало провожать в последний путь человека — закрывать ему глаза, обмывать его бездыханное тело, одевать в последнюю одежду. Эти рабочие руки, превращавшиеся в сказках в крылья, были покрыты рукавами рубахи (илл. 60).


60. Костюм молодой крестьянки из села Ветчаны (район Курши) Касимовского уезда Рязанской губернии (белая полульняная рубашка, темно красная понева с поперечным орнаментом и хлопчатобумажной красной клетчатой прошвой спереди, навершник, «сорока» и ситцевый набивной платок, онучи и лапти). Конец XIX - начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей заповедник.

Важным было охранять и ноги человека—к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой — оберегом ворот, рукава, подол рубашки.

Первоначально, в глубокие-глубокие времена, рисунки вышивки или тканья имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась только красота. Бережно хранили ее рязанские женщины, передавали из поколения в поколение, и воспоминание о древней магии проскальзывало иногда только в удивительных названиях рисунков — «секирки», «мышиные дорожки», «елки», «лопухи» и др.

Простая, казалось бы, рубашка на рязанской земле имела столько разновидностей, что их трудно даже учесть. Разновидности эти являются теми историческими вехами, которые раскрывают нам передвижение племен и народов, живших на рязанской земле в отдаленные времена, неизвестные нам события и приметы.

Tags: даты и праздники, история, книги и библиотеки, культура, мода, музеи и выставки, народы, нравы и мораль, русские и славяне, современность, творчество и промыслы, традиции, фольклор, фото и картинки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • О ретроградном Меркурии )...

    "Мужик заходит в бар, желая посидеть и отдохнуть. Бармен его спрашивает: - Что вы хотели? Мужик начинает рассказывать: - Когда-то я хотел стать…

  • Двадцать третьи и тридцать вторые

    Олимпиада в Японии : XXXII (32) летние Олимпийские игры, которые должны были пройти в столице Японии Токио в 2020 году проводятся сейчас, с 23 июля…

  • Бегония и ее варианты

    "В бюро знакомств обращается мужчина. Служащая его спрашивает: - Кого бы ВЫ хотели выбрать? Клиент описывает, что он хочет: - Что-то новое. Девушка…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments